Опубликовано 11 ноября 2020, 11:41

Ученые выяснили, как вкус сладкого связан с чувством насыщения

© ESO/NOAJ/NRAO/Pixabay/Indicator.Ru

Австрийские исследователи экспериментально изучили, как молекулы сахаров регулируют чувства насыщения и голода при взаимодействии с рецепторами сладкого вкуса. Оказалось, что сахароза снижает аппетит, а глюкоза не оказывает никакого эффекта. Вероятно, это связано с тем, что эти моносахариды по-разному активируют рецептор. Статья опубликована в журнале Nutrients.

По статистике, каждый житель Австрии и Германии в год потребляет около 34 кг сахара. Однако о молекулярных механизмах восприятия сладкого вкуса известно очень немного. Ученые из Венского университета выяснили, какую роль рецепторы сладкого вкуса играют в регуляции чувств голода и насыщения. Оказалось, что сахароза, в отличие от глюкозы, через рецепторы сладкого вкуса снижает аппетит.

«Мы не знаем, почему мы не смогли наблюдать аналогичный эффект для глюкозы. Однако мы подозреваем, это связано с тем, что глюкоза и сахароза по-разному активируют рецепторы сладкого вкуса», — рассказывает ведущий автор исследования Керстин Швайгер.

В эксперименте приняли участие 27 мужчин в возрасте от 18 до 45 лет, они получали либо 10% раствор глюкозы или сахарозы, либо один из растворов этих моносахаридов с добавлением лактизола. Лактизол — вещество, которое связывается с рецептором к сахарам и снижает ощущение вкуса. Через два часа после употребления тестовых растворов участникам разрешали съесть столько еды, сколько они хотели. Незадолго до и во время периода ожидания ученые регулярно отбирали у испытуемых образцы крови и измеряли им температуру. Оказалось, что после приема раствора сахарозы с лактизолом испытуемые потребляли примерно на 100 килокалорий больше, чем после сахарозы без лактизола. Кроме того, у них наблюдалась более низкая температура тела и пониженная концентрация серотонина в плазме крови. Серотонин — нейромедиатор, который, помимо множества других функций, подавляет аппетит. С растворами глюкозы аналогичной картины не наблюдалось.

Ученые планируют дальнейшие исследования, которые смогут объяснить сложные связи между потреблением сахаров, вкусовыми рецепторами и регуляцией чувства голода на молекулярном уровне.