Опубликовано 15 августа 2020, 16:01
3 мин.

Полученный новым способом цирконий-89 сделает диагностику рака дешевле и точнее

© Dr. Giovanni Dichiro, Neuroimaging Section, National Institute of Neurological Disorders and Stroke/Flickr

Российские физики придумали новый метод производства изотопа циркония-89 на ускорителях электронов, что позволит лучше определять онкологические заболевания при помощи позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ). Об этом ученые рассказали на страницах журнала Nuclear Instruments and Methods in Physics Research Section B: Beam Interactions with Materials and Atoms.

Ядерная медицина помогает диагностировать рак на самых ранних стадиях, в том числе при помощи ПЭТ. Подобные центры существуют и в России, но необходимые для них радиофармацевтические препараты сложны в получении и дороги. Так, изотоп цирконий-89 с периодом распада 78,41 часа идеально подходит для метода иммуно-ПЭТ, позволяющего получать изображение на молекулярном уровне при помощи меченых антител. Цирконий-89 обеспечивает безопаснее в обращении, дешевле в производстве, стабильнее в живых тканях и лучше накапливается в опухоли, чем используемый сейчас изотоп иода. Традиционно цирконий-89 получают на циклотронах из иттрия, но технология осложняется образованием примеси изотопа циркония-88 (период полураспада 83,4 суток), который распадается на дочерний радиоактивный изотоп иттрий-88 (период полураспада 106 суток). Сотрудники кафедры физики ускорителей и радиационной медицины физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и Медицинского биофизического центра имени А.И. Бурназяна получили цирконий-89 на ускорителях электронов при облучении мишеней молибдена тормозными гамма-квантами. Их метод экономичнее и технологически проще существующих, и позволяет работать с большими массами мишеней (порядка десятков граммов), производя медицинский изотоп с высокой степенью чистоты.

«В отличие от циклотронов, ускорители электронов достаточно распространенные установки, в том числе в медицинских учреждениях. Однако там они используются только для лучевой терапии. Новый способ получения циркония-89 может позволить организовать ПЭТ-диагностику в онкоцентрах на существующих ускорителях с максимальной энергией пучка 20 МэВ», – рассказала старший научный сотрудник кафедры физики ускорителей и радиационной медицины физического факультета МГУ Марина Желтоножская.

Фрагмент спектра мишени, обогащенной по молибдену-94, после облучения тормозными гамма-квантами с максимальной энергией 20 МэВ (измерения проводились на полупроводниковом HPGe-спектрометре)