Опубликовано 07 июля 2023, 17:28
2 мин.

На обратной стороне Луны была вулканическая активность

© Piqsels

Американские ученые показали, что аномалия на обратной стороне Луны, ранее называемая вулканическим комплексом, состоит из гранита. Это указывает на то, что раньше на обратной стороне Луны было подобие вулканической активности. Исследование опубликовано в журнале Nature.

Гранит — распространенная горная порода на Земле. Его формирование связано с действием воды и с тектоническим движением плит, благодаря которому под поверхностью Земли может плавиться порода. Также гранит является магматической породой, и он часто находится на месте потухших вулканов. Выделяют также батолиты — структуры из гранита, оставшиеся на месте остывшей лавы без ее извержения. Батолиты часто оказываются крупнее, чем вулканы. Например, горный хребет Сьерра-Невада в Северной Америке — это батолит, оставшийся от вулканической цепочки.

На обратной стороне Луны ранее была найдена аномалия Комптона-Белковича, которую также называли вулканическим комплексом. В новой работе ученые исследовали это формирование с помощью микроволн, чтобы измерить уровень тепла под поверхностью этой структуры. Оказалось, что тепло генерируется такой концентрацией радиоактивных элементов, которая может существовать на Луне только в виде гранита. На основе этого ученые предположили, что на самом деле найденная структура является батолитом, причем огромным — диаметром до 50 км.

Эта находка может объяснить прошлое Луны и то, как сформировалась ее кора. Так, ученые считают, что без воды и тектонической активности формирование гранита очень маловероятно, значит, возможно, когда-то на Луне все-таки была хотя бы вода.

Текст: Елизавета Перепелица