Опубликовано 16 апреля 2024, 18:08
2 мин.

Найдена самая массивная звездная черная дыра в нашей Галактике

© ESO/L. Calçada

Ученые нашли самую массивную в нашей Галактике звездную черную дыру. Масса Gaia BH3 в 33 раза превышает массу Солнца. Астрономы также выяснили, что звезда, которая породила эту черную дыру, была достаточно низкометалличной. Работа опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics.

Звездные черные дыры образуются, когда ядра массивных звезд, которые в среднем в 10 раз массивнее Солнца, коллапсируют, то есть быстро сжимаются. Ранее самой массивной звездной черной дырой считался Лебедь Х-1, масса которого в 21 раз больше массы Солнца.

Теперь с помощью телескопа Gaia международная команда ученых нашла еще более тяжелую звездную черную дыру, наблюдая за колебаниями звезды-компаньона. Она находится очень близко к нам — всего в 2 тысячах световых лет, в созвездии Орла. Ее масса огромна — она в 33 раза больше солнечной. Звездную черную дыру назвали Gaia BH3.

Одна из теорий гласит, что низкометалличные звезды (а астрономы считают металлами все элементы, кроме водорода и гелия) теряют меньше массы во время своей жизни, из-за чего после нее у них остается больше материала для образования массивных черных дыр. Однако доказательств прежде не было.

Обычно звезды-компаньоны имеют похожий состав. Это означает, что звезда, из которой появилась Gaia BH3, скорее всего, состояла из примерно таких же элементов и в той же пропорции. Поэтому астрономы с помощью Очень большого телескопа проанализировали состав компаньона черной дыры.

Исследование показало, что компаньон Gaia BH3 содержит в составе очень мало металлов. Следовательно, у коллапсировавшей и превратившейся в черную дыру звезды их доля тоже была низкой. Это подтверждает теорию, что из звезд с низким содержанием металлов получаются более массивные черные дыры.

Хотя Gaia BH3 — не самая массивная черная дыра в нашей Галактике (этот титул принадлежит Стрельцу А* с массой более 4 миллионов масс Солнца), она оказалась самой массивной из тех черных дыр, которые образовались в результате коллапса ядра звезды.

Ученые планируют продолжить исследования этой системы, чтобы лучше узнать историю черной дыры.