Опубликовано 28 августа 2020, 15:42

Родственник млекопитающих из триаса мог впадать в спячку

Lystrosaurus в представлении художникa

© Crystal Shin

Биологи показали, что один из видов листрозавров, живший в Антарктиде 250 миллионов лет назад, мог впадать в состояние, похожее на зимнюю спячку современных видов животных. Об этом ученые рассказали в журнале Communications Biology.

Зимняя спячка — норма для некоторых видов современных животных. Так они пережидают зимние месяцы, когда пищи почти нет, температура низкая, а световой день короткий. Особенно к переходу в такой состояние склонны животных, обитающие в пределах полярного круга.

Условия в Антарктиде сегодня суровые. Примерно такими же они были и в раннем триасе, когда в этом регионе обитали представители рода Lystrosaurus, принадлежащие к кладе синапсид — к которым относятся и млекопитающие. Ночи были длинные, а температуры низкие, поэтому такие животные в наиболее суровые месяцы должны были спасаться, впадая в состояние глубокого сна и замедления всех метаболических процессов.

Палеонтологи сегодня находят окаменелости листрозавров в Индии, Китае, России, некоторых частях Африки и Антарктиды. Эти приземистые, коренастые существа размером примерно со свинью не имели зубов, но обладали парой клыков на верхней челюсти. Эти зубы животные, вероятно, использовали, чтобы есть растения и выкапывать корни и клубни из земли. Благодаря этим клыкам авторы нового исследования смогли найти свидетельства того, что листрозавры впадали в зимнюю спячку.

Клыки листрозавров, как и бивни слонов, росли непрерывно на протяжении всей их жизни. Поперечные срезы окаменелостей клыков могут содержать информацию о метаболизме животных, темпах их роста и уровне стресса. Палеонтологи сравнили поперечные срезы клыков шести антарктических листрозавров и четырех животных того же рода из Южной Африки.

Оказалось, что у клыков животных из обеих областей наблюдаются одинаковые закономерности роста, причем слои дентина располагаются концентрическими кругами, как древесные кольца. Но антарктические окаменелости обладали дополнительной особенностью, которая отсутствовала у других животных — они имели близко расположенные толстые кольца, которые, по мнению исследователей указывают на периоды меньшего отложения дентина из-за длительного стресса. Эти метки, по словам палеонтологов, могут служить индикатором периодов спячки, когда процессы в организме листозавра замедлялись и дентин практически не откладывался в клыках.

Этих данных, однако, недостаточно, чтобы точно сказать, впадали листозавры в зимнюю спячку или нет. Для этого исследователям предстоит провести еще несколько исследований и проанализировать десятки ископаемых образцов. Если открытие подтвердится, то будет самым ранним свидетельством зимней спячки животных.