Опубликовано 12 сентября 2019, 20:20

Реакцию «бей или беги» вызывает не адреналин, а кости

© Mychelle Blake/Max Pixel

Исследователи Колумбийского университета показали, что реакция «бей или беги», мобилизующая организм в ответ на опасность, обусловлена не выделением адреналина, а усилением кровотока и выработкой белка остеокальцина. Статья об этом опубликована в журнале Cell Metabolism.

При столкновении животного с хищником или внезапной опасностью, частота сердечных сокращений повышается, дыхание становится более быстрым, а в крови повышается уровень глюкозы, чтобы подготовить животное к борьбе или бегству. Считается, что эти физиологические изменения, которые представляют собой так называемую реакцию «бей или беги», частично вызваны гормоном адреналином.

Но новое исследование показывает, что в этом процессе замешано другое вещество. Ученые из Колумбийского университета обнаружили, что почти сразу после того, как мозг мыши и человека распознает опасность, он «сообщает» об этом костным тканям, которые выбрасывают в кровоток остеокальцин, который и запускает такую реакцию на стресс.

Этот белок влияет на функции биологии поджелудочной железы, головного мозга, мышц и других органов. Серия более ранних исследований, показала, что остеокальцин помогает регулировать обмен веществ, увеличивая способность клеток перерабатывать глюкозу, улучшает память и помогает животным бегать быстрее и дольше.

В новом исследовании ученые давали мышам нюхать мочу хищника и вызывали у них реакцию «бей или беги» другими способами, а затем искали изменения в их кровотоке. В течение двух-трех минут ученые заметили всплеск уровня остеокальцина. Точно так же исследователи обнаружили, что остеокальцин также поднимается у людей, когда они подвергаются стрессу публичных выступлений или перекрестного допроса. Когда уровень остеокальцина повышался, частота сердечных сокращений, температура тела и уровень глюкозы в крови у мышей также повышались, после чего начиналась реакция «бей или беги».

На следующем этапе работы ученые генетически изменили некоторых мышей так, чтобы у них отключился рецептор остеокальцина. Испытав реакцию таких мышей на стресс, ученые не заметили у них реакции «бей или беги». В качестве заключительного теста исследователи смогли вызвать острую реакцию на стресс у мышей, просто введя большое количество остеокальцина, но не давая им никаких раздражителей.

Полученные результаты могут также объяснить, почему у животных без надпочечников и у пациентов с гипокортицизмом — невозможностью производства адреналина или других гормонов надпочечников — может развиться острая беспричинная реакция на стресс.