Опубликовано 23 ноября 2020, 19:00

Тяга к общению после изоляции оказалась похожей на чувство голода

© Ssd/Unsplash

Американские ученые экспериментально исследовали влияние кратковременной социальной изоляции на человеческий мозг. Оказалось, что реакция мозга на изображения социальных взаимодействий после изоляции напоминает активность при наблюдении картинок с едой после голодания. Таким образом, тяга к общению напоминает чувство голода. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Neuroscience.

Известно, что образы, связанные с позитивными социальными взаимодействиями, например улыбающиеся лица, вызывают повышение содержания дофамина в человеческом мозгу. Предыдущие исследования демонстрировали, что у мышей, подвергшихся кратковременной изоляции, реакция дофаминовой системы среднего мозга во время последующего социального взаимодействия была повышена. Это позволило предположить, что данная область мозга участвует в появлении чувства одиночества во время изоляции.

Однако было неясно, происходят ли в человеческом мозге аналогичные процессы. Исследователи из Массачусетского технологического института и Института биологических исследований Солка сравнили влияние социальной изоляции и голода на мозг человека. В ходе эксперимента 40 участников в течение десяти часов были лишены возможности какого-либо общения, а также доступа к еде. После этого они просматривали изображения социальных взаимодействий, еды и цветов. В это время снимались показания активности мозга, а сами участники делились своими переживаниями.

Испытуемые сообщали об увеличении тяги к еде и общению, и область среднего мозга, связанная с дофаминовой системой, вызывающая чувства вознаграждения и новизны, демонстрировала большую активность. Ученые обнаружили, что реакции мозга на еду и общение гораздо больше похожи друг на друга, чем на реакции мозга на цвет.