Опубликовано 30 сентября 2020, 14:14

Вирус сделал полезным опасный для растений гриб

© Jymm/Wikimedia Commons/Laguna Design/Oxford Scientific/Getty Images/Indicator.Ru

Китайские ученые обнаружили, что вирус, заражающий сумчатый гриб, который паразитирует на рапсе, может не только спасти растение от этого патогена, но и заставить гриб приносить пользу. Результаты исследования могут быть использованы при разработке «вакцин» для растений, а также для улучшения и повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Работа опубликована в журнале Molecular Plant.

Семена рапса активно используют для приготовления масла, а кроме того, из этих растений во всем мире производят корма для животных и биодизель. Наибольшую опасность для рапса представляет паразитический сумчатый гриб Sclerotinia sclerotiorum, который вызывает гниение стебля и способен убить растение всего через несколько дней после заражения. Ученые из Хуачжунского сельскохозяйственного университета обнаружили вирус, который может не только обезвредить гриб, но и снабдить его полезными для рапса свойствами.

В экспериментах исследователи заразили семена рапса инфицированным грибом, а после этого наблюдали увеличение массы растений в среднем на 18%, активный рост корней и повышение устойчивости к другим болезням. Исследования, проведенные в полях, показали, что урожай семян рапса увеличивается на 6,9–14,9%. Более того, исследователи обнаружили, что грибковый вирус может быстро и эффективно передаваться другим грибам S. Sclerotiorum по всему полю, что является идеальной характеристикой для разработки «вакцин» для культурных растений.

В настоящее время грибы вызывают более 80% всех болезней сельскохозяйственных культур, нанося огромный экономический ущерб. Не существует растений, устойчивых к этим патогенам, поэтому новый метод профилактики может принести огромную пользу сельскохозяйственному производству.