01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Науки о Земле
19 сентября 2016
Магматическая провинция найдена в Сибири

Геологи открыли в России крупную магматическую провинцию возрастом 1.5 миллиарда лет

Международная группа ученых обнаружила новую крупную магматическую провинцию, возрастом 1.5 миллиарда лет, полностью стертую с лица Земли. Результаты работы опубликованы в журналах Precambrian Research и Russian Geology and Geophysics.

«В результате многолетних мультидисциплинарных исследований с тесном сотрудничестве с зарубежными коллегами из США и Канады, на севере Восточной Сибири открыта новая крупная магматическая провинция — Куонамская, образовавшаяся 1.5 миллиарда лет назад. Она представляет собой уцелевшие от эрозии (разрушения) интрузивные магматические тела (дайки и силлы), являвшиеся подводящими каналами к мощным лавовым толщам, ныне стертым с лица Земли», — говорит один из авторов работы, доцент кафедры динамической геологии геологического факультета МГУ, кандидат геолого-минералогических наук Роман Веселовский.

Работа выполнена с использованием современных методов палеомагнитологии, изотопной геохронологии и геохимии. Автор из МГУ участвовал на всех стадиях работы, начиная от планирования и проведения экспедиций в сложных условиях заполярья, до лабораторной обработки отобранных образов и интерпретации полученных данных.

Ближайшими аналогами Куонамской магматической провинции на современном этапе развития Земли являются Восточно-Африканская рифтовая система, а в относительно недалеком прошлом — крупнейшая Сибирская трапповая провинция, формирование которой вызвало крупнейшее в истории Земли массовое вымирание живых организмов.

«Показан импульсивный характер становления крупных магматических провинций: вулканические извержения были очень объемными и происходили в течение короткого времени, что определяло катастрофичность этого процесса. Металлогенический потенциал (перспективность поиска полезных ископаемых) открытой Куонамской магматической провинции еще предстоит оценить», — комментирует результаты Роман Веселовский.