01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Биология
23 декабря 2016
Где твои большие зубы? Динозавры теряли зубы по мере взросления

Чьими предками были динозавры

Limusaurus
Yu Chen

Почему по мере взросления найденный вид динозавров переходил от мясной к растительной пище и как это поможет выяснить аспекты эволюции птиц, разбирался Indicator.Ru.

Исследуя окаменевшие остатки динозавров вида Limusaurus inextricabilis (цератозавры юрского периода, ранние тероподы), международная группа ученых пришла к неожиданным выводам: чем взрослее становились эти животные, тем меньше у них оставалось зубов. Научная работа была опубликована в журнале Current Biology.

32 зуба — это не норма

Похоже на человека, скажите вы, ведь все малыши рождаются беззубыми, потом у них вырастают молочные зубы, которые затем выпадают и меняются на коренные. Особенность L. inextricabilis в том, что зубы, потерянные в юности, больше не отрастали. Ученые утверждают, что этот вид динозавров — первое известное вымершее животное с ярко выраженным онтогенетическим эдентулизмом, или полным выпадением зубов по мере развития организма.

Динозавр возрастом примерно 160 миллионов лет впервые был подробно описан в 2009 году. Внешне L. inextricabilis немного напоминали своих потомков, тираннозавров, в миниатюре (не более двух метров в длину): ящеры с массивным туловищем, длинным хвостом, короткими передними лапками и небольшой головой. Была у них и отличная от целурозавров черта — хорошо развитый клюв.

811e5d747f0bea2680f1edf223364665477e6808
Limusaurus inextricabilis
George Washington University

В ходе недавней научной работы исследовательская группа проанализировала 19 скелетов L. inextricabilis, найденных в формации Шишугоу на участке Уцайвань (Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая). Обнаружить несколько скелетов одного вида животных, к тому же разных возрастов, — редкая удача для палеонтологов. Указанная область на северо-западе Поднебесной давно привлекает внимание исследователей, ведь именно там многие виды древних животных нашли последний приют. По мнению палеонтологов, L. inextricabilis, как и другие существа, несколько миллионов лет назад угодили в смертельную ловушку, увязнув в грязи. Название данного вида динозавров так и переводится: «болотная ящерица, которая не могла выбраться».

«Сначала мы решили, что нашли двух разных цератозавров (одного с зубами, а другого — без), и стали исследовать их отдельно», — рассказал один из авторов работы, научный сотрудник Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии Китайской академии наук, Шоу Ван. Описывая характеристики динозавров, необходимые для филогенетического анализа, ученые поняли, что все найденные скелеты относятся к одному виду.

Исследователи выделили шесть стадий онтогенеза L. inextricabilis и описали 78 основных изменений, происходящих в процессе развития вида. У детенышей были небольшие острые зубки, чего уже не наблюдалось у взрослых особей. По словам Шоу Вана, для ныне живущих видов животных утрата зубов в процессе взросления не такое уж и необычное явление. Оно характерно для некоторых рыб и амфибий. Так, взрослея, зубов лишается рыба-меч, и только копьевидная челюсть может служить ей защитой. То же самое наблюдается и у утконосов: крепкими зубами могут похвастаться только юные особи.

6ecb0f9ac00e59d31698951499b04f2bdac1270c
Рыба-меч
Citron / Wikimedia Commons

Как замечают палеонтологи, несмотря на расхожее утверждение «онтогенез — основа филогенеза» (индивидуальное развитие организмов — основа исторического развития организмов), изменения вида L. inextricabilis незначительно повлияли на род в целом.

Отчего ящеры не летают так, как птицы?

Последние несколько десятков лет в науке идет бурное обсуждение: динозавры были «прадедушками» птиц или рептилий? Результаты начальных исследований L. inextricabilis послужили хорошим аргументом в пользу первой гипотезы. Ранее научная группа под руководством авторов данного исследования — Джеймса Кларка, профессора Университета Джорджа Вашингтона, и Сина Сюя, коллеги Вана по Китайской академии наук — описала развитие передних конечностей L. Inextricabilis. Было установлено, что этот вид тероподов утратил первый («хватательный») и пятый пальцы. Нетрудно заметить, что конечности птиц также напоминают второй, третий и четвертый пальцы.

Сопоставив полученные данные с уже имеющимися, ученые выдвинули следующую гипотезу: молодые динозавры были всеядны, но предпочтение отдавали мясу, а в зрелом возрасте переходили на «веганскую» диету. Версию об изменении рациона молодых и более взрослых поколений динозавров подтверждают результаты химического состава окаменелых останков. Полученные данные лишний раз свидетельствуют о том, что пищевые привычки динозавров менялись вместе с эволюцией видов. Смена типа питания могла отразиться и на пищеварительной системе, что продолжат исследовать ученые.

В какой-то степени травоядность объясняет и своеобразное развитие передних конечностей некоторых тероподов, поскольку живому существу, питающемуся растениями, совсем не нужны цепкие пальцы.

Авторы убеждены, что полученные данные имеют большое значение для понимания эволюции клюва как у динозавров, так и современных птиц. Результаты помогут объяснить, почему у птиц есть клюв, но нет зубов.