01
А
Астрономия
02
Б
Биология
03
Г
Гуманитарные науки
04
М
Математика и CS
05
Мд
Медицина
06
Нз
Науки о Земле
07
С
Сельское хозяйство
08
Т
Технические науки
09
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Гуманитарные науки
3 мая
«Здесь не надо быть экстремистом»: нужно ли отменять предметы в школе

Jianan Yu/Reuters

Нужно ли отменять в школах предметы и вводить тематическое обучение, почему даже прогрессивная Финляндия не сможет отказаться от школьных предметов, с какими проблемами может столкнуться подобное нововведение в России, рассказывает Indicator.Ru.

В последние годы без слова «междисциплинарность» не обходится ни одна научная дискуссия. Междисциплинарные исследования отвечают на стоящие перед человечеством большие вызовы. Они просто обязаны привести людей к не менее большому и светлому будущему.

Готовить специалистов по междисциплинарным исследованиям начинают еще в школе. Поэтому вслед за наукой «междисциплинарность» перекочевала в сферу общего образования. Так, например, в Финляндии не первый год обсуждают возможность замены традиционных школьных предметов тематическим обучением (phenomenon-based learning). Предполагается, что вместо традиционной физики, химии или литературы дети будут со всех сторон изучать так называемые комплексные темы и явления. Среди них — вода, энергия или, например, Евросоюз.

В России разговоры о том, что традиционное обучение с его классно-урочной системой не слишком эффективно, идут уже несколько десятилетий, но преимущественно среди психологов и педагогов. Так, во второй половине ХХ века была разработана система развивающего обучения, в которой школьников также учили не абстрактной физике или математике, а, например, диалектическому мышлению и рефлексии. О том, что школьные предметы нужно заменить тематическим обучением, в России пока всерьез не говорят. При этом камни в огород классического обучения все равно летят. И связаны они с общей проблемой: современная школа и традиционное обучение не готовят детей к жизни.

Предметы vs Темы

Эксперты в области школьного образования считают, что вопрос с предметным и тематическим обучением не так прост. Заслуженный учитель России и директор Центра образования № 109 Евгений Ямбург считает, что даже в прогрессивной Финляндии полностью отменить предметное обучение не удастся. «Сегодня одним из направлений образования, что, кстати, заложено в федеральном государственном стандарте российских школ, является так называемое "овладение детьми метапредметными компетенциями". Это умение работать с информацией, умение выделять главное и существенное. И такая тенденция есть и у нас, и у финнов. Но здесь не надо быть экстремистом, потому что если мы размоем предмет, это будет вообще ни о чем. Это тоже очень опасно», — рассказал Ямбург.

По его словам, сами финны едва ли пойдут на то, чтобы отменять предметы. «Не так давно на форуме в Татарстане я разговаривал с финнами. И когда я поставил пять-шесть конкретных вопросов, они засмеялись: "Ну конечно, Евгений Александрович, мы не уничтожаем полностью предметность". Это очень поверхностное, общее журналистское впечатление от того, что там происходит», — добавил эксперт.

То же самое безобразие

Однако современным школам придется сочетать предметное и тематическое обучение, отметил Ямбург. «Нормальный путь образования — это сочетание традиций и новаторства. Если будет только новаторство, мы разрушим фундамент образования. А если будут только традиции, то мы отстанем. Это очень тонкая вещь, и финны не дураки, чтобы бросаться из одной крайности в другую. Они усиливают эту метапредметность, не разрушая предмет. Совсем отменить предметы не удастся никогда, да это никто и не делает, даже самые прогрессивные финны», — заявил он.

Такого же мнения придерживается и преподаватель математики и физики (внешкольное дополнительное образование) в Риге Александр Солодов. «Чтобы дети могли усвоить понятия учебного предмета, он строится специальным образом. В этом смысле неслучайно в школе учебные дисциплины были разбиты по предметам: физика отдельно, химия отдельно, биология отдельно. В каждом предмете подразумевается собственный генезис понятий. Cамый сложный аспект педагогики — это обеспечить трансляцию понятий так, чтобы они стали для ребенка не абстрактными формулировками, а основой для принятия решений в реальной жизни», — заявил Солодов.

«В тематическом обучении мало плюсов. Разговор про метапредметные навыки и междисциплинарность идет от беспомощности нашей средней школы. Традиционную среднюю школу с традиционными учителями и учебниками тоже едва ли можно назвать хорошей. Это то же самое безобразие, поскольку не происходит трансляция понятий», — отметил Солодов.

У тематического обучения есть и преимущества. Так, оно позволяет школьникам сохранить интерес к учебе, считает учитель физики в лицее «Вторая школа» Георгий Арабули. «Главным плюсом является общая вовлеченность, школьники не теряют связь с реальным миром, и поэтому не пропадает заинтересованность в обучении, что происходит в большинстве российских школ ближе к старшим классам», — отметил он.

«Не очень модно в школу ходить работать»

Введение тематического обучения может осложниться нехваткой квалифицированных учителей, отмечают эксперты. «Огромная проблема — это обучение учителей. Это долгая вещь, ничего быстрого в педагогике не бывает. Для молодого поколения, которое прекрасно владеет компьютерами, знает, как работать с планшетами, это не представляет большой сложности. А вот старшее поколение… Они так не работали», — отметил Евгений Ямбург. Такое же мнение высказал и Георгий Арабули. «Нужны учителя, которые готовы по такой схеме работать. У нас не очень модно в школу ходить работать, поэтому просто не будет хватать кадров. Тематическое обучение в каких-нибудь отдельных школах возможно», — заключил он.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.

Комментарии

Все комментарии
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
Обсуждаемое