01
А
Астрономия
02
Б
Биология
03
Г
Гуманитарные науки
04
М
Математика и CS
05
Мд
Медицина
06
Нз
Науки о Земле
07
С
Сельское хозяйство
08
Т
Технические науки
09
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Технические науки
2 июня
«Нужно уходить от напичкивания знаниями в школе»: Греф об образовании

Монолог председателя правления Сбербанка на Петербургском международном экономическом форуме

Президент и председатель правления ПАО «Сбербанк» Герман Греф
Вячеслав Прокофьев/ТАСС

О том, чему не учат в российских школах, сколько нужно времени, чтобы модернизировать систему образования и каким должен быть ученик XXI века, в ходе Петербургского международного экономического форума рассказал президент и председатель правления ПАО «Сбербанк» Герман Греф. Indicator.Ru публикует расшифровку выступления.

Можно узнать, кто в нашей стране считает, что у нас уровень образования соответствует текущим требованиям времени? Я общался с министром образования (министром образования и науки Ольгой Васильевой, — прим. Indicator.Ru), на мой взгляд, она хорошо понимает, что образование подлежит реформе.

Нет никакой пессимистичной картины. Если говорить о глобальном процессе образования, то во всем мире стоит проблема модернизации образования. Сегодня в мире действует модель образования, которая была рождена больше ста лет назад. И делаются с той или иной степенью успеха попытки отойти от этой модели. И нигде пока, ни в одной стране нет массово внедренной, совершенно новой модели образования. Есть хорошие результаты в некоторых маленьких странах, таких как Сингапур, Финляндия, Швеция. И они, конечно, движутся впереди крупных стран. Но если говорить о странах нашего размера, то все находятся в состоянии поиска. Не могу сказать, что мы впереди в этом поиске. На мой взгляд, мы отстаем. Тем не менее я считаю, что, если мы всерьез приложим все свои усилия к этой сфере, мы можем быть вполне, что называется, в тренде.

Что нужно сделать? Нужно осознать, где мы находимся, нужно понять профиль учителя в первую очередь и ученика, которые мы хотим иметь на выходе, и вкладывать очень много средств и сил в образование учителей на уровне государства. Если мы получим хороший класс учителей и если мы донесем ключевые идеи до родителей, то родители вместе с учителями сделают свою работу, и дети будут детьми XXI века.

Изменения любой системы, макросистемы, такой как образование, — это всегда длинный процесс. И нельзя у человека, как у машины, вдруг открутить какую-то одну деталь, прикрутить другую и радоваться, и наслаждаться его новым качеством. Это сложный процесс, и здесь нужно рассчитывать на десятилетия. Это не бывает быстро. Более того, я хочу сказать, нет какой-то одной модели, которую мы сейчас откатаем, отработаем и распространим на всю громадную страну типа России. Я сторонник того, чтобы дать возможность экспериментировать талантливым людям. На вопрос «что?» здесь может быть тысяча правильных ответов «как». И нужно дать эту свободу, чтобы мы могли искать свой путь. А во многих регионах, во многих школах это будут достаточно разные пути.

Но в принципе мы говорим о следующем. Нужно уходить от напичкивания знаниями в школе, потому что сегодня носителями знаний, носителями информации являются компьютерные системы. Детям нужно давать навыки, которых мы почти не даем в школах. И вот это самое главное изменение.

Школа должна стать школой навыков. Знания нужно перенести в возможность получать их школьниками в ходе самоподготовки. И есть великолепные результаты на эту тему, есть уже хорошо отработанные системы, когда школьникам даются проекты для достижения тех или иных результатов и дается необходимый объем знаний, который они должны освоить.

Автоматизированные системы отслеживают, сколько времени они провели и насколько эффективно они освоили этот материал. Потому что на выходе из каждой главы, допустим, из каждого раздела они должны сдать небольшой тест. И учитель получает на столе полное представление о том, сколько готовился ученик, какой у него уровень знаний, насколько эти знания обширны. И это дает ему возможность управлять той порцией его навыков, которые соответствуют его знаниям или стимулировать его к тому, чтобы он значительно более глубоко овладел этими знаниями. В двух словах, если говорить об операционной модели образования, это движение сейчас происходит в мире.

Вторая, наверное, история — это определение, как я уже сказал, профиля ученика. Каким мы хотим видеть выпускника 11-го класса? Этот профиль нужно перенести в школу и дать ему тот набор компетенций XXI века, которые сегодня все страны определяют для себя, включая такой набор, как социальный или эмоциональный интеллект, или то, что называется soft skills — «мягкие навыки», то, чему мы в школе не обучаем вообще, у нас таких предметов нет. И вот это ключевая задача.

Вот эти два процесса, на наш взгляд, нужно привнести в школу. И именно в это мы сейчас инвестируем совместно с учеными, российскими учеными. К сожалению, это не та история, которую можно полностью позаимствовать и начать обучать здесь по каким-то программам, которые есть уже в Финляндии, скажем, или в Швеции, или в США. Нам придется этот путь пройти самим.

Мы изучали одну из самых успешных сетей школ. Создание оболочки — это сотрудничество одной из самых продвинутых компаний в мире, такой как Facebook, и профессоров одного из лучших университетов в мире. Это три года. После этого три года начинается внедрение и масштабирование проекта. Сегодня 150 школ работают в этой системе. Да, это еще не вся страна, но это уже очень хорошая база. Да, это пять-шесть-семь лет. Но чем раньше начнем, тем быстрее получим эффект.

Расшифровку подготовила Марина Киселева

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.

Комментарии

Все комментарии
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
Обсуждаемое