01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Астрономия
13 августа
Эротическая угроза: как был открыт первый астероид рядом с Землей

119 лет назад был открыт астероид Эрос

Вращение астероида Эрос. Снято 14 февраля 2001 года с низкой орбиты NEAR Shoemaker
NASA/JPL/JHUAPL

О двойной жизни астронома, Эросе в космосе и первом искусственном спутнике астероида рассказывает сегодняшний выпуск рубрики «История науки».

Карл Густав Витт, сын перевозчика Августа Витта, вел двойную жизнь. Днем он работал стенографистом в Рейхстаге, а ночью… Нет, он не был преступником и шпионом. Он смотрел на звезды. С 1888 года он вел свою карьеру секретаря и стенографиста, а с 1892 года он работал в берлинской обсерватории Урания.

E14e084d86f23a33688c965d190e2cd24e2a564f
Карл Густав Витт

Поздним вечером 13 августа 1898 года Витт занимался астрометрией астероида 185 Эвника, для чего провел двухчасовую экспозицию звезды Садальсууд, она же Бета Водолея. Однако на фотографической пластинке удалось увидеть и другой астероид, 433-ю малую планету, известную с 1 января 1801 года – дня, когда Джузеппе Пиацци открыл Цереру. Любопытно, что в ту же ночь тот же астероид видел и французский астроном Огюст Оноре Шарлуа, гораздо более удачливый охотник за астероидами: за свою жизнь он совершил 99 открытий. Но 13 августа удача была не на его стороне: приоритет признали за Виттом.

Новый астероид назвали Эросом, в честь греческого божества любви. И это оказался очень необычный объект.

Начнем с того, что орбиты всех известных к тому времени астероидов располагались между орбитами Марса и Юпитера (неудивительно, что очень долго существовала теория о планете Фаэтон, которую разорвало тяготение этих небесных тел). Эрос был заметно иным. Конечно, афелий Эроса действительно располагается между орбитами Юпитера и Марса, но перигелий вплотную приближается к орбите Земли. Это был первый околоземный астероид, известный астрономам.

C9b09f865287cdb5cad479297507e618503940f0
Орбита Эроса

Сейчас уже стало ясно, что Эрос находится в орбитальном резонансе с Марсом и воздействие гравитации Красной планеты может в далеком будущем сделать так, что его орбита и орбита Земли пересекутся. Моделирование показывает, что в ближайшие 100 000 лет мы точно в безопасности от этого достаточно крупного камня (считается, что удар будет даже посильнее, чем от того астероида, который связывают с вымиранием динозавров). Но это может случиться, скорее всего, чуть более чем через миллион лет. Вероятно, тогда Эроса просто уже не будет. Но об этом чуть позже.

2280bd499f1fc0a19742ba67a9bfd7db40f0d969
5-километровый кратер на поверхности Эроса

Так получилось, что Эрос стал не только первым известным астероидом, навещающим нас в наших окрестностях, но и первым астероидом, с которым человечество соприкоснулось в прямом смысле слова.

В 1996 году к астероиду под номером 433 с Земли отправился зонд NEAR Shoemaker. NEAR – это, как водится у ученых, не только красивое слово («близкий»), но и аббревиатура: Near Earth Asteroid Rendezvous. То есть встреча с околоземным астероидом. Вообще-то изначально миссия именовалась NEAR spacecraft, но в 1997 году в автокатастрофе в Австралии трагически погиб известнейший планетолог и специалист по астероидам и кометам Юджин Шумейкер. Поэтому уже летящую миссию переименовали.

8494fb3943bb9cee374dcb8f5b4508871af87539
NEAR Shoemaker
NASA

14 февраля 2000 года (в день всех влюбленных, конечно же, Эрос все-таки) аппарат вышел на орбиту Эроса, став первым искусственным спутником астероида. Ровно год, до 14 февраля 2001 года, зонд вращался вокруг космического булыжника размером 34,4×11,2×11,2 километров. Менял орбиты, фотографировал, строил карту, изучал геологический состав. А затем – тоже впервые – опустился на поверхность астероида и сумел проработать еще две недели, передавая данные с поверхности.

04bb29dec62458042070c4683bce8c832ee777d2
Финальная траектория NEAR Shoemaker

И теперь вернемся к тому, что будет через миллион лет. На основе данных, полученных с аппарата NEAR Shoemaker, ученые рассчитали примерную стоимость металлов, которые он содержит. Оказалось – 20 триллионов долларов. В основном – алюминий, а также металлы платиновой группы. Так что, весьма вероятно, что с развитием технологий Эрос станет первым исчезнувшим крупным астероидом. И это будет не самой плохой новостью.