01
А
Астрономия
02
Б
Биология
03
Г
Гуманитарные науки
04
М
Математика и CS
05
Мд
Медицина
06
Нз
Науки о Земле
07
С
Сельское хозяйство
08
Т
Технические науки
09
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Сельское хозяйство
31 августа
От сельского хозяйства до африканских войн: история Ан-2

70 лет со дня первого полета легендарного «кукурузника»

Ан-2 «Оренбургских авиалиний»
Wikimedia Commons

Чем Ан-2 похож на героев фильма «Неудержимые», как можно посадить самолет с зацепившимся парашютистом и почему легендарный «кукурузник» до сих пор используется в африканских войнах, Indicator.Ru рассказывает в рубрике «История науки».

В финале фильма «Неудержимые-2» герой Брюса Уиллиса Храм «от всей души» дарит герою Сильвестра Сталлоне и его команде новое транспортное средство. «Этой этажерке место в музее», — говорит Сталлоне. «Как и всем нам», — отвечает ему Арнольд Шварценеггер. Тем не менее и Арни, и биплан Ан-2 по-прежнему в строю, несмотря на то, что им обоим уже исполнилось по 70 лет. Впрочем, Железный Арни ровно на месяц старше.

История самолета-рекордсмена началась после войны, 6 марта 1946 года, когда в Новосибирске на местном авиационном заводе имени Валерия Чкалова было создано ОКБ-153 по транспортным и гражданским самолетам. Возглавил его сорокалетний Олег Антонов. До войны он занимался конструированием и производством планеров, но еще тогда у него возникла мысль сделать многоцелевой гражданский самолет. Назначение главным конструктором было очень кстати: первым заданием ОКБ стал как раз сельскохозяйственный самолет.

972061204b792cb6d4259e75e6686b70a21a1a5d
Олег Антонов
Wikimedia Commons

Аппарат СХА-1 был разработан в кратчайшие сроки: напомним, что КБ образовано в марте, а ровно 70 лет назад, 31 августа 1947 года, летчик Павел Володин поднял в воздух самый большой в мире биплан с одним двигателем.

981b69ece622ed7d591e4a8c659efe3fe2a2862e
Павел Володин
testpilot.ru

Кстати, «движок» на будущем Ан-2 (такое название самолет получит потом в серии) стоял тоже легендарный. Основу АШ-62 конструкции ОКБ Аркадия Швецова составил американский R-1820. С двигателями, которые стояли на советском «кукурузнике» (а это прозвище Ан-2 перенял у «небесного тихохода» По-2), воевали еще в Гражданскую войну в Испании истребители Поликарпова И-153 и И-16. Уже в августе 1948 года самолет был принят на вооружение ВВС СССР, а через год, еще до переноса КБ Антонова на территорию Украинской ССР, в Киеве началось серийное производство.

131a855fc62ce4a796a30478bb954727dd185eb5
Двигатель АШ-82
Wikimedia Commons

Самолет получился исключительно удачным. Очень надежный в эксплуатации и еще более — в пилотировании. Он прощал новичкам почти все ошибки, и, как говорили (и продолжают говорить) пилоты, его почти невозможно «уронить» в штопор. Чтобы взлететь, ему нужно чуть больше 200 метров полосы. Пожалуй, девизом его действительно могли бы стать слова, которые приводит один из любительских сайтов, посвященных Ан-2: «Летать везде, делать все».

0ee27f5609423a25183065244988ad94f39c5be6
Ан-2 ВВС Эстонии
Wikimedia Commons

Сельскохозяйственные машины, местные авиалинии (кто жил в СССР, тот наверняка летал «Антоном»), полярная авиация, геофизическая, военная… Да, Ан-2 может нести два блока неуправляемых ракет или 250-килограммовую бомбу. Большинство локальных и не только конфликтов по всему миру не обошлось без Ан-2, начиная с войны в Корее и заканчивая современными африканскими войнами. Да и сейчас самолет состоит на вооружении более чем в 20 странах мира — от Африки до Латинской Америки через страны НАТО (например, в ВВС Эстонии). Делали из Ан-2 и гидросамолет, и даже экраноплан (правда, последнее — опытная разработка).

7a1f2d6b475a9601250aead014c16c058d0fa169
Экраноплан Ан-2 Э
Wikimedia Commons

Очень многие парашютисты начинали свою карьеру именно с Ан-2. Этот самолет оказался самым удобным для парашютного спорта: взлетал с любых поверхностей, а в критических ситуациях… Достоверно известен один случай, когда пилоту удалось посадить биплан с зацепившимся парашютистом в снег. С максимально выпущенными закрылками на минимальной скорости. Самолет остался цел, а парашютист остался жив.

Ан-2 — единственный самолет, который производится более 60 лет: сначала в СССР, затем его производство перенесли в Польшу, а теперь его вариации выпускают под индексом Y-5 в Китае. И совершенно точно этот самолет, возможно, наряду с американским B-52 и нашим Ту-95, станет тем самолетом, который останется в эксплуатации не менее сотни лет.

D97f6615a235d1bfa28e275aee263b98c1e5537f
Китайский Y-5
Wikimedia Commons

А завершить хотелось бы цитатой другого персонажа Арнольда Шварценеггера, которая более чем подходит нашему сегодняшнему юбиляру: «Старый, но не бесполезный».

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.

Комментарии

Все комментарии
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
Обсуждаемое