01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Астрономия
19 декабря 2017
Когда «Земля» смотрит на звезды

Четыре года назад в космос отправилась миссия Gaia

Космический телескоп Gaia в представлении художника
Ducros/ESA

Как увидеть нашу галактику в 3D и в движении и попутно открыть тысячи экзопланет и опасные астероиды и изучить квазары, читайте в рубрике «История науки».

19 декабря 2013 года с космодрома Куру во Французской Гвиане стартовала ракета-носитель «Союз ST-B» с разгонным блоком «Фрегат». Она унесла на расстояние полутора миллионов километров от Земли уникальную обсерваторию. Европейский аппарат Gaia (Гея — богиня Земли у древних греков) должен как минимум пять лет следить за более чем миллиардом звезд нашей Галактики, измеряя их яркость и перемещение по Галактике.

Миссия Gaia не первый астрометрический спутник. Еще в 1989 году Европейское космическое агентство отправило в космос астрометрический спутник Hipparcos (High Precision Parallax Collecting Satellite), который создал два первых звездных каталога: Hipparcos, содержащий около 118 000 звезд, и Tycho, который содержал уже 2 миллиона звезд. Однако новый аппарат должен превзойти Hipparcos на три порядка: спутник следит более чем за миллиардом звезд Млечного Пути.

«Пока Gaia будет медленно вращаться, она создаст видео Млечного Пути с разрешением в миллиард пикселей, наблюдая все перемещения и делая выводы, что и где находится, — говорил профессор Джерри Гилмор из Института астрономии в Кембриджском университете. — За время своей пятилетней миссии Gaia соберет огромное количество информации, почти немыслимое по своим масштабам. Создавая первые точные трехмерные карты нашей галактики, Gaia поможет ученым понять многие сложности, связанные с происхождением, структурой и эволюцией нашего Млечного Пути, с первоначальным положением Солнца в Галактике. Возможно, пояснит вопросы, связанные со временем и местом создания химических элементов, из которых мы состоим, не говоря об открытии новых объектов — от потенциально опасных астероидов [в нашей Солнечной системе] до вспышек в далекой Вселенной». Каждая из более чем миллиарда звезд должна попасть в поле зрения Gaia 70 раз. Кроме того, ожидается открытие минимум 10 000 экзопланет.

Аппарат отправился по очень сложной орбите: он вращается вокруг точки Лагранжа L2 системы «Земля-Солнце». Оптика аппарата закрыта от Солнца огромным круглым «плащом», площадь которого около ста квадратных метров.

05e7aaab74569ea5f0e8f9fc90bdcf4694012331
Орбита Gaia

На Gaia стоит самая большая цифровая матрица из когда-либо отправлявшихся в космос. Для представления масштабов прогресса достаточно сказать, что если на запущенном в 2009 году фотометрическом телескопе Kepler, открывшем массу экзопланет, стоит 95-мегапиксельная матрица, то 106 отдельных блоков CCD дают совместно 937,8 мегапикселей. Не удивительно, что поток данных с Gaia составляет несколько гигабит в секунду.

Под стать фотоприемнику и оптика: размер зеркал двух главных телескопов Gaia составляет 1,45 на 0,5 метра, благодаря чему они попали на схему самых больших зеркал телескопов.

5c502e6037f842115491bbc497ce1d38fec9e1f1
Зеркала крупнейших телескопов мира

После старта Gaia три недели летела до своей орбиты, а затем целых четыре месяца настраивала свое оборудование, после чего началась работа. 12 сентября 2014 года была открыта первая сверхновая в другой галактике, 14 сентября был опубликован первый каталог Gaia — 1,142 миллиарда звезд Млечного Пути. 3 июля 2015 года была опубликована карта, содержащая плотность распределения звезд в нашей Галактике. На август 2016 года было проведено уже 110 миллиардов фотометрических и почти 10 миллиардов спектрометрических измерений звезд.

В апреле 2018 года ожидается новый релиз Gaia, который, помимо уточненного каталога звезд галактики, будет содержать данные о как минимум 2000 внегалактических источниках (мы уже писали о замечательном исследовании квазаров на материалах Gaia) и 10 000 объектах Солнечной системы.