01
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Астрономия
30 марта
Большие игрушки для больших ученых: телескоп VISTA

Британский взнос в европейское дело

Телескоп VISTA
Алексей Паевский

О младшем брате Очень Большого Телескопа и его ближайшем соседе, о самом большом обзорном телескопе в мире и о британском взносе в европейский глобальный проект рассказывает новый материал из цикла «Большие игрушки для больших ученых».

В самом первом материале цикла мы писали о действительно очень большой игрушке — «Очень Большом Телескопе», или VLT (Very Large Telescope). Этот инструмент — звезда научно-популярных изданий, фотографии с него постоянно публикуются в прессе. Возникает ощущение, что обсерватория Параналь — это и есть Very Large Telescope. Однако это не так, и на соседней с VLT вершине расположена еще одна очень большая игрушка, самая большая в мире в своей категории — телескоп VISTA. О нем сегодня и поговорим.

5492dfa9d4df4c1a3e99d99aba930554442c87d0
VISTA (ближе) и VLT (дальше)

VISTA вступил в строй позже своего «четырехголового» Очень Большого собрата, в 2009 году. Если VLT — это международный проект, то VISTA — детище исключительно британских ученых. Для того чтобы его построить, свои усилия объединили 18 ведущих университетов Британии во главе с Лондонским университетом королевы Марии (Queen Mary University of London).

Впрочем, сейчас это собственность всей ESO (European South Observatory, Европейской южной обсерватории), поскольку телескоп был своеобразным вступительным взносом Великобритании в организацию. А ученые из Британии зато теперь, будучи полноправными членами ESO, могут работать и на VISTA, и на VLT.

6e76d18eb2089f1993e82f888b3ee0ca97e74886
Башня VISTA
ESO

Как и большинство названий научных инструментов, VISTA — это аббревиатура. Она означает Visible and Infrared Survey Telescope for Astronomy — «Обзорный телескоп видимого и инфракрасного спектра для астрономии». Это действительно самый большой обзорный телескоп в мире. Его задача не наблюдение точечных объектов, а планомерное «сканирование» неба. Диаметр зеркала телескопа VISTA — 4,1 метра, вдвое меньше, чем у любого из инструментов VLT. Тем не менее для «обзорника» это очень и очень много.

В Европейской южной обсерватории шутят, что этот телескоп был бы аналогом фотоаппарату с объективом с фокусным расстоянием в 13 метров и при этом светосилой f/3.2, что не у всякого 200-миллиметрового «телевика» встретишь.

8791671c4198eeb70e152f9c30c03cb22c7bcbac
VISTA наблюдает
ESO

Пока что на VISTA стоит один-единственный научный прибор — детектор VIRCAM (Vista InfraRed CAMera). Это три тонны массы, 67 миллионов пикселей и 16 детекторов, чувствительных к инфракрасному диапазону.

Впрочем, примерно в 2020 году на телескоп установят новый детектор — 4MOST. Это будет спектрограф, который при помощи оптоволокна сможет «забирать» свет одновременно от 2400 объектов, попавших в поле зрения телескопа во время выполнения обзоров.

Несмотря на то, что телескоп работает меньше десяти лет, он уже успел составить целых шесть больших шесть обзоров, которые обновляются и сейчас:

UltraVISTA — очень маленький по площади, но очень глубокий обзор с максимальной экспозицией.

VMC — VISTA Magellanic Survey, обзор окрестностей Магеллановых Облаков, двух крупнейших спутников нашей Галактики.

VVV — VISTA Variables in the Via Lactea, обзор переменных звезд в центральной области нашей Галактики (Via Lactea в переводе с латыни означает «Млечный Путь»). Кстати, недавно из снимков этого обзора составили фотографию с разрешением 9 гигапикселей, на которой видно 84 миллиона звезд.

VIKING — VISTA Kilo-Degree Infrared Galaxy Survey, обзор 1500 квадратных градусов, который используется для измерения расстояний до далеких галактик по красному смещению.

VHS — VISTA Hemisphere Survey, обзор всей полусферы южного неба.

VIDEO — VISTA Deep Extragalactic Observations Survey, обзор площадью 15 квадратных градусов, посвященный внегалактическим объектам.

169578c6dd0553c5027bece7d9685dd1b158fc18