01
А
Астрономия
02
Б
Биология
03
Г
Гуманитарные науки
04
М
Математика и CS
05
Мд
Медицина
06
Нз
Науки о Земле
07
С
Сельское хозяйство
08
Т
Технические науки
09
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Технические науки
22 мая
От университетских рейтингов до сушеных бананов: что обсуждают на конференции QS Worldwide

Репортаж с конференции о совершенствовании высшего образования

Главное здание РУДН
Wikimedia Commons

Кому нужны системы оценивания университетов, как и для кого создавать университетские бренды, на что обращать внимание в рекламе, каким должен быть идеальный университетский сайт и как тайские студенты сделали жизнь вокруг себя чуточку лучше, читайте в материале Indicator.Ru.

22-23 мая в РУДН проходит международная конференция QS Worldwide, где представители 27 стран обсуждают стратегии развития университетов, университетские рейтинги, создание бренда глобального университета и международное сотрудничество в сфере образования. 22 мая на ней побывал наш корреспондент.

University Ranking: to be or not to be

Одной из центральных дискуссий этого дня стало обсуждение плюсов и минусов университетских рейтингов и того, стоит ли делать эти рейтинги ключевым показателем успеха высших учебных заведений.

Стивен Хаген, почетный профессор Университета Южного Уэльса, привел шесть доводов «за». Во-первых, на рейтинги могут смотреть лучшие студенты, которые решают, куда им пойти учиться, кому отдать деньги за обучение. Также на рейтинги ориентируются инвесторы и другие влиятельные лица. Во-вторых, место в рейтинге становится отметкой уровня, которого университет достиг. Сравнить университеты и их успехи без какой-либо системы оценки было бы невозможно. В-третьих, не очень высокая позиция в рейтинге становится стимулом для университета, подталкивает к «работе над ошибками», чтобы не отставать от более успешных конкурентов. Это помогает избежать излишней самоуверенности. В-четвертых, хороший рейтинг становится сигналом для государства, что такой университет стоит поддержать, например, включить в госпрограмму поддержки вузов вроде «5-100» (аналогичные программы существуют во многих азиатских странах). В-пятых, рейтинги становятся показателем эффективности университетов — что-то вроде KPI (Key Performance Indicators, ключевые показатели успеха — показатели деятельности отдела, подразделения или предприятия, которые помогают достичь определенных целей, — прим. Indicator.Ru). В-шестых, успешный университет, скорее всего, получит поддержку и от местных органов власти. В результате он будет пользоваться большей самостоятельностью, что приведет к разнообразию вузов. А благодаря тому, что рейтингов сейчас существует огромное количество, они могут оценивать вуз с разных сторон, и какой-нибудь рейтинг обязательно сможет учесть достоинства конкретного университета.

Защитники противоположной точки зрения подчеркивали, что мир университетов слишком многолик и разнообразен. «У каждой организации свое видение. Одни институты и университеты больше ориентированы на исследования, другие — на обучение. Конечно, качество важнее всего, но его непросто измерить. И рейтинги не должны быть единственным способом оценивания, на котором основывается решение о качестве университета», — возражал Хагену профессор Нгуен Хой Нгиа, ректор Вьетнамского национального университета в Хошимине. Однако ни он, ни его «соратник» — Ара Акопян, старший менеджер компании PricewaterhouseCoopers, занимающейся консалтингом и аудитом, — не призывали не обращать внимания на рейтинги, а лишь говорили, что их возможности не безграничны. В результате соотношение слушателей — 59% против 41% в пользу рейтингов — еще больше склонилось в ту же сторону и стало равно 66% против 34%.

Что нам стоит бренд построить

На другой секции с яркой речью выступил профессор Джон Грин из Кембриджского университета, рассказавший о том, как должен «подать» себя университет, чтобы заинтересовать студентов и инвесторов. Начав карьеру как математик, Грин затем стал одним из идеологов создания Британской академии медицинских наук, а теперь занимается оценкой исследовательской деятельности.

По словам Грина, университеты часто позиционируют себя неправильно, выделяя совсем не то, что интересно студентам и другим заинтересованным лицам, в частности государству и инвесторам. Чаще всего высшие учебные заведения чересчур гордятся тем, как давно их основали, слишком фокусируются на славном прошлом, подчеркивают огромный размер зданий. Гораздо полезнее для бренда было бы сконцентрироваться на том, что этот университет может дать сегодня, какие направления учебы и исследований в нем наиболее развиты. Для студентов университет становится огромной частью жизни, поэтому им гораздо больше хочется чувствовать, что они понимают его ценности и разделяют их.

Профессор посоветовал придавать большее значение людям, а не вещам. Чтобы привлечь внимание аудитории, нужно думать о ее потребностях и характеристиках, о том, что ее представители хотят достичь, и идти им навстречу, стараясь, чтобы люди хотели отождествлять себя с этим университетом.

Визитной карточкой университета можно назвать его сайт. Важный момент состоит в том, что он должен быть не просто красивым и привлекательным, но и удобным. Сайт должен быть таким, чтобы пользователи легко ориентироваться в нем и без проблем находили информацию о поступлении, преподавателях и, вообще, все что угодно. Здесь снова нужно думать о людях. На университетские сайты заходят абитуриенты, размышляющие о поступлении, потенциальные сотрудники и спонсоры, возможные партнеры, работодатели, представители власти и индустрии. Важно позаботиться об оформлении сайта, чтобы все эти категории посетителей могли без труда отыскать нужную информацию. В противном случае университет упустит свою выгоду.

В заключение Джон Грин снова подчеркнул, что люди — главный ресурс, на который стоит опираться университетам. Это касается и собственных студентов, способности которых не стоит недооценивать. «Вы можете подумать, что создание хорошего сайта обойдется вам очень дорого, однако вебсайт Имперского колледжа Лондона создали студенты-физики около десяти лет назад, и они до сих пор его поддерживают. Он не стоит Имперскому колледжу Лондона ни копейки», — заметил Грин.

Банановый бизнес: чему студенты-экономисты могут научиться в деревне

Вместе с тем на конференции, посвященной крупному университетскому рейтингу, эти показатели не возводили в абсолют, а говорили и о других, не менее важных вещах. Хочется завершить репортаж примером из солнечного Таиланда, который напомнил, что роль университета не только в том, чтобы обгонять соперников при сравнении, но и в том, чтобы улучшать жизнь людей вокруг себя.

Пипоп Удорн, декан Бизнес-школы при Университете Таммасат, представил свою модель того, как студентам прививают социальную ответственность. Сам университет был основан в 1934 году, как раз после перехода от абсолютной монархии к демократии. Политический режим в стране еще не раз менялся, но исторически университет поставил себе цель не просто учить студентов, а менять общество, считая главными ценностями свободу, демократию и справедливость. Поэтому сегодня студенты бизнес-школы во время обучения проходят своеобразную практику: реализуют социальные и благотворительные проекты.

Одним из таких проектов стала помощь малому бизнесу. Студенты должны были помочь фермерам, которые выращивают бананы и засушивают их на продажу. Используя свои знания, они нашли основные проблемы, которые мешали бизнесу развиваться: бананов продавали слишком много, поэтому цену приходилось снижать, никто не сортировал и не отбирал плоды, поэтому они очень варьировались по качеству и размеру. Студенты, изучавшие бизнес и экономику в теории, объединили усилия с сообществом, которое обладало практическими навыками. Бананы решили стандартизировать: выбирать растения, дающие плоды одинакового размера и лучшего качества, сортировать собранные плоды. Купили аппараты для вакуумной упаковки, чтобы бананы дольше сохраняли вкус и качество. Студенты вместе с мелкими производителями создали новый бренд, красиво оформили коробочки, сделали дружелюбный сайт и превратили простые сушеные бананы в сувенирный продукт. Дела фермеров пошли в гору, и часть денег теперь идет на развитие сообщества, а студенты получили полезный опыт реальной работы.

В таком объединении усилий ради устойчивого развития Пипоп Удорн и видит роль университетов. Ведь почувствовать изменения, которые создали вы сами, не менее важно, чем попасть на первые строчки рейтингов (хотя одно вовсе не исключает другое).

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.

Комментарии

Все комментарии
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
Обсуждаемое