01
А
Астрономия
02
Б
Биология
03
Г
Гуманитарные науки
04
М
Математика и CS
05
Мд
Медицина
06
Нз
Науки о Земле
07
С
Сельское хозяйство
08
Т
Технические науки
09
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Технические науки
1 июня
Урбанисты из деревни: город будущего глазами экспертов Startup Village

Нью-Йорк 1900 года, «китайская угроза» и Hyperloop

Veronica Minozzi/Flickr/Алена Манузина/Indicator.Ru

Чем электромобили и зарядки для них напоминают курицу и яйцо, можно ли изменить мир за 13 лет и почему «умный город» – это не про технологии? Все это эксперты из области градостроительства, управления и транспорта обсудили на конференции Startup Village 2018. Корреспондент Indicator.Ru сходил туда, послушал и записал самое важное.

Ежегодной конференции в очередной раз не повезло с погодой: совершенно не майский холод и сильный ветер подпортили жизнь и спикерам, и участникам, и организаторам. Как они ни пытались держаться, было заметно, что в продуваемых насквозь шатрах говорить о прекрасном будущем нелегко. Спикеры кутались в пледы, с радостью брали слово, чтобы пройтись и согреться, ветер уносил программки и стаканчики из-под кофе, половина выступлений завершалась словами «Ну, на этом и закончу, не буду вас больше морозить», а кто-то из спикеров и вовсе не уходил, не дождавшись своего слова: «Два часа я вытерпел, но на третий не останусь».

На сцене Smartopolis со всех возможных сторон обсуждали развитие городов и происходящие в них изменения: говорили про все новые и новые сферы применения цифровых технологий, про развитие транспорта и то, как он изменит структуру города, про множество направлений, где можно использовать большие данные, и даже про само представление о городе. Говорили про использование искусственного интеллекта, про беспилотный транспорт, про электромобили и системы распознавания лиц.

Суть дискуссии хорошо передавал пример, который привел Игорь Антаров, управляющий партнер Moscow Tesla Club и Electric Motors Club. Он показал две фотографии Нью-Йорка, подписанные 1900 и 1913 годами. На первой, если постараться, можно найти один автомобиль, вся улица заполнена конными экипажами, а на второй уже среди автомобилей видна всего одна лошадь.

E0493d6f406d887ec8a90e9731461a2b7100ffc1
Фотографии Нью-Йорка 1900 (слева) и 1913 (справа) годов
Wikimedia Commons

«Сколько нужно времени, чтобы изменился мир? Как быстро это происходит? Что думали те люди, которые 13 лет назад пытались представить, каким будет будущее? Могли ли они представить все те трансформации, которые произошли буквально за декаду (за десять лет, — прим. Indicator.Ru)?» С тем, что все действительно изменяется так же стремительно, соглашались не все выступающие (свои доводы припасли и организаторы), но спрогнозировать попробовали.

Модератор первой дискуссии, глава московского представительства Университета Сингулярности (аналитического центра в Кремниевой долине, у которого есть собственный акселератор и образовательные программы) Евгений Кузнецов, обозначил три основных направления изменений. Первое связано с развитием транспорта: новые его виды, например Hyperloop (футуристический вакуумный поезд, проект которого Илон Маск предложил в 2013 году, — прим. Indicator.Ru), могут сократить расстояния, связать между собой несколько городов, фактически объединив их. Второе направление отражает изменения, которые несут всевозможные датчики, создающие большие массивы информации. В управление какими-то сферами жизни города, например транспортом, уже входят алгоритмы, другие ожидают этого «вторжения». Третий вектор развития – использование технологий, призванных сделать города «чистыми», «зелеными».

Довольно много выступлений было посвящено успехам Москвы. Андрей Белозеров, советник руководителя Департамента информационных технологий Москвы, рассказывал про результаты введения электронных дневников, про планы по использованию голосовых помощников на портале госуслуг, а искусственного интеллекта – для распределения участников ярмарок выходного дня. Его поддержал Эльдар Тузмухаметов — начальник управления инноваций того же департамента. Он похвастался единой централизованной системой работы с данными, которой занимается один департамент, а не каждое отдельное ведомство, которому нужно работать с данными. Это помогает распространять успешный опыт и использовать данные из разных сфер.

Другой случай, экспериментальную площадку для отработки технологий, описал Иван Буртник, представитель оргкомитета российской заявки на проведение Всемирной выставки «ЭКСПО-2025». Район Екатеринбурга, который может стать городом – хозяином выставки, хотят превратить в международную лабораторию для городских технологий, которая будет работать и после выставки. В ней смогут разместить свои офисы зарубежные технологические компании.

Московская область гордится успехами в распространении электромобилей: там для них создают сеть зарядных станций. Их размещают в тех местах, где люди проводят много времени: у торговых центров, стадионов и так далее. В планах властей — создать несколько таких «заправок» на вылетных магистралях, в аэропортах, опробовать новые конструкции зарядных станций.

Что мешает использовать все эти технологии шире? В некоторых случаях чисто финансовые вопросы: городам может быть невыгодно экономить, потому что в этом случае им легко могут урезать финансирование на следующий период. У бизнеса тоже возникают проблемы: рынок электромобилей в России мал, люди не торопятся их покупать, потому что мало зарядных станций, а компании не спешат их ставить, потому что потребителей мало и непонятно, станет ли больше. «Тема электрозарядок небизнесовая сейчас, она не будет бизнесовой в ближайшие годы, а возможно, не будет бизнесовой никогда», — признал министр энергетики Московской области Леонид Неганов.

Спикеры сошлись на том, что разорвать замкнутый круг на рынке электромобилей и зарядок должно государство, и Кузнецов призвал поторопиться: «Кто-то должен пройтись "паровым катком" по существующей структуре и предложить ей что-то взамен. Мы все традиционно ждем, что это будут европейские и американские компании. Нет, в электротранспорте это будут китайские компании. […] Китайский рынок набрал бешеный темп, но он уже близок к физическому насыщению. Для того чтобы полностью заполнить Китай электромашинами, им осталось лет пять или семь, после этого они просто выльются, как вода из огромного резервуара, на все окружающие территории».

Вторая проблема: разработать эффективную технологию зачастую проще, чем убедить людей в том, что она действительно сэкономит их время и деньги и что стоит научиться ею пользоваться. Андрей Белозеров сформулировал это так: «"Умный город" – это не про технологии, это про людей». То же введение видеокамер на дорогах вызвало появление целого бизнеса по продаже наклеек, сеток и прочих приспособлений, скрывающих номер автомобиля. «Мы будем прыгать в завтра, будем искать технологии и тянуться, но все равно некая инертность будет, и она будет за счет голов людей».

Подтверждением его слов об инертности прогресса служили таблички, расставленные по территории конференции.

9d81bacb53f0231924df368680d45cff79961582
Табличка с конференции Startup Village 2018
Алена Манузина/Indicator.Ru

Будет ли искусственный интеллект управлять транспортом в городе, появится ли беспилотное такси и скоростной транспорт? Возможно. Но инновации – дело небыстрое.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.

Комментарии

Все комментарии
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
Обсуждаемое