01
А
Астрономия
02
Б
Биология
03
Г
Гуманитарные науки
04
М
Математика и CS
05
Мд
Медицина
06
Нз
Науки о Земле
07
С
Сельское хозяйство
08
Т
Технические науки
09
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Гуманитарные науки
14 августа
Эксклюзивная инклюзивность

Что помогает учить детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивная школа в Новоуральске
Донат Сорокин/ТАСС

«Они тянут наших детей назад», «Пусть учатся в специальных школах или вообще дома», «Им самим от этого хуже»... Такие слова в адрес детей с особенностями в развитии не так уж редко можно услышать от родителей их одноклассников. Вполне вероятно, что они не знают, что такое инклюзивное образование, его принципы, культура и технологии. Давайте разберемся с тем, что это такое и почему не стоит бояться, что дети с ограниченными возможностями здоровья будут учиться вместе с другими, развитие которых соответствует возрастной норме. В частности, поговорим, чем отличаются учебники для детей с ограниченными возможностями от обычных.

Термин «инклюзивное образование» происходит от французского слова inclusif («включающий в себя») и означает ситуацию, когда дети с ограниченными возможностями учатся в общеобразовательных организациях вместе с другими детьми. Инклюзивные школы, их учителя и учебники не совсем обычные. Как правило, там хотят найти индивидуальный подход к каждому ребенку, предложить различные образовательные траектории в зависимости от потребностей и индивидуальных возможностей того или иного школьника. Разумеется, учителя в таких школах тоже должны обладать специальными знаниями и умениями.

Вместе или раздельно?

В инклюзивных школах могут учиться дети с самыми разными ограничениями по здоровью: слабовидящие, полностью утратившие зрение, с ментальными проблемами, с ограничениями в подвижности и так далее. Родители их одноклассников часто сомневаются, не потянут ли такие дети их любимых чад вниз, не уйдет ли им все внимание учителей? Может быть, таким детям лучше учиться дома или в специальных школах, как и раньше? Нужно ли им образование в массовой школе?

Тему инклюзивного образования сейчас очень активно изучают и развивают на практике, но задаваться всеми описанными выше вопросами начали давно. Еще в 1990-х годах американские специалисты в области школьного образования выяснили, что ни оценки школьников, ни их вовлеченность в учебный процесс не зависят от того, есть ли в их классах сверстники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кроме того, в инклюзивных школах, как правило, квалификация учителей выше, они применяют различные образовательные стратегии, причем для всех своих подопечных. Этому тоже было посвящено исследование, по результатам которого ученые пришли к выводу, что при совместном обучении детей с ОВЗ с другими школьниками оценки по математике улучшаются у всех. Похожие результаты показали исследования, в которых изучалось влияние и на другие предметы: правописание, общественные науки и так далее. То есть происходящий процесс взаимовыгоден.

При всем этом не нужно забывать: обучение детей с ОВЗ все же сильно отличается от обычного школьного образования, что сказывается и на подготовке учителей. Специально для педагогов инклюзивных школ выходит большое количество методических материалов. Например, издательство «Просвещение» выпускает учебные пособия для учителей общеобразовательных организаций, в которых описываются наиболее значимые аспекты обучения каждой категории детей с ограниченными возможностями, включая психологические особенности процесса. Конечная цель — помочь учителю воспитать в ребенке с ОВЗ навыки социальной адаптации, которые помогут ему в дальнейшей учебе и жизни.

Важный вопрос для государства и общества

Общество уделяет повышенное внимание проблеме школьных учебников. Со школьниками, которые учатся по обычной программе, все, кажется, ясно. Все их учебные материалы проверяются экспертами и должны соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Как же обстоят дела со специальными учебниками для детей с ОВЗ?

Как оказалось, тут тоже все в порядке. Разработанные специально для таких учеников ФГОСы вступили в силу в сентябре 2016 года. То же «Просвещение» выпускает для слабовидящих детей большую линейку учебников, напечатанных увеличенным шрифтом. Содержание этих учебников аналогично «массовым», оно никак не сокращается и соответствует тем же образовательным стандартам, что и обычные учебники, разве что иллюстрации там выполнены особым образом: усилена контрастность цветов, выделен контур. Еще одно отличие состоит в том, что к таким учебникам прилагаются цифровые аудиозаписи и другие наглядные пособия. Для школьников с иными особыми образовательными потребностями тоже есть выбор учебников в зависимости от специфических особенностей их развития. Задания в таких учебниках различаются по сложности и по тому, насколько самостоятельно их нужно выполнять, в них использованы технологии коррекционно-развивающего обучения, которые компенсируют психическое недоразвитие.

«Учебники для детей с ОВЗ мы выпускаем с 30-х годов прошлого века, так что накоплен большой опыт, и сегодня для нас это вопрос социальной ответственности бизнеса, — отмечает один из вице-президентов Группы компаний «Просвещение» Виктория Копылова. — Сегодня за партами в обычных школах сидят дети, которым раньше в этом праве было отказано. Инклюзивное образование развивается по всей стране, с каждым годом таких школ становится все больше, но, чтобы создать условия для инклюзивного образования, и педагогам, и методистам, и руководителям образовательных организаций предстоит затратить немало времени и сил. Мы готовы максимально помочь в этом непростом, но столь важном для государства и общества вопросе».

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.

Комментарии

Все комментарии
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
Обсуждаемое