01
А
Астрономия
02
Б
Биология
03
Г
Гуманитарные науки
04
М
Математика и CS
05
Мд
Медицина
06
Нз
Науки о Земле
07
С
Сельское хозяйство
08
Т
Технические науки
09
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Гуманитарные науки
20 августа
Лучше, чем в клеточку: дискуссия о пользе рабочих тетрадей

К чему пришли педагоги, авторы учебников и родители по итогам разговора о дополнительных учебных материалах

Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Чем помогают школьникам рабочие тетради, стоят ли они своих денег, что об этом говорит опрос ВЦИОМа, в чем мамы прогрессивнее учителей и чем репетиторы похожи на психотерапию? Об этом говорили педагоги, директора школ, издатели, авторы учебников и сами родители в рамках круглого стола «Рабочие тетради: функциональность и целесообразность», который прошел в МИА «Россия сегодня». Публикуем репортаж с заседания.

Опросы и вопросы

Рабочие тетради отличаются от обычных — в клеточку или в линеечку — тем, что в них уже распечатаны задания. По данным ВЦИОМ, их используют более 90% школьников 7-12 лет, причем у трети опрошенных дети занимаются по ним почти по всем предметам. Рабочие тетради выпускают в основном для младших классов, в средней и старшей школе они становятся редкостью. Это вполне объяснимо, если посмотреть, что родители называют основными плюсами таких пособий: на втором месте после общего ответа «помощь в учебе» идет «занимательно», то есть само оформление заданий помогает удержать внимание ребенка. В целом более 60% опрошенных уверены, что работа с тетрадями идет на пользу детям.

Среди недостатков рабочих тетрадей: «лишняя нагрузка», «слишком просто», «тяжелые». На первом месте — «дорого». 80% родителей рассказали, что такие пособия для своих детей они покупают сами, 14% часть тетрадей получают от школы, за остальные также платят из своего кармана.

Что обсуждали

Обсуждение во время круглого стола шло по нескольким направлениям. Во-первых, чем полезны рабочие тетради, что они дают и почему их нужно использовать (в том, что нужно, сомнения возникли только ближе к концу дискуссии). Во-вторых, что нужно учитывать при работе с тетрадями и почему их возможности не используются в полной мере. В-третьих, проблема финансирования закупок. Кто должен платить за тетради, можно ли требовать с родителей деньги за них и как быть с теми, кто не может их себе позволить? Из всего сказанного вытекал вопрос, стоят ли рабочие тетради тех денег, что за них платят (неважно, школы или родители).

40fd37c169932bc229069aba47653ae468a2176f
Артем Геодакян/ТАСС

Почти все выступавшие (среди них представители Российской академии образования, Высшей школы экономики, МГПУ, директора школ) согласились с родителями в том, что рабочие тетради действительно помогают разнообразить задания, поддержать интерес и мотивацию к учебе, а также хорошо дополняют учебники. Кого-то результаты опросов приятно удивили. «Я очень рада, что у нас такие прогрессивные мамы, потому что я ожидала увидеть вариант совершенно другой. Когда общаешься со старшим поколением, всегда слышишь ответ: "Но мы же с вами выросли без рабочих тетрадей"», — рассказала вице-президент по издательской деятельности группы компаний «Просвещение» Виктория Копылова.

Рабочие тетради дают больший выбор форматов заданий: в них можно закрасить часть картинки (схемы, карты), что-то дочертить, дописать. То, что в школьном учебнике делать не разрешат. При этом не нужно, например, переписывать весь текст, если задание состоит только в том, чтобы расставить запятые. С одной стороны, это экономит время и силы, уменьшает количество «рутины», с другой — так может дойти и до тестовых заданий, за которые так часто ругают ЕГЭ. «Рабочие тетради в основном ориентированы на задания формата государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена. Отработка этих заданий важна, но, когда в рабочей тетради авторы предлагают ребятам назвать дату битвы на реке Пьяне или вставить слово в определение правонарушения, такие вопросы у меня вызывают недоумение», — высказался руководитель программ «Педагогическое образование» и «Учитель для России» Института образования НИУ ВШЭ Олег Федоров.

Еще пару примеров предложил директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов: «Когда ребенок открывает рабочую тетрадь и карандашиком отмечает правильный ответ, вписывает слово или — барабанная дробь — вклеивает в тетрадь по окружающему миру распечатанные фрагменты своих презентаций (есть такие задания: надо распечатать, вклеить или нарисовать то, что будешь показывать в презентации), то я, честно говоря, не знаю, зачем это нужно. Как это влияет на качество, я точно не могу понять».

Чтобы «прокачать» положительные стороны рабочих тетрадей: наглядность, занимательность и разнообразие форматов заданий, участники дискуссии предлагали перевести их в электронный вид. Действительно, так можно добавить аудио и видео, ввести интерактивные задания и анимацию. Проблемы начинаются, если отвлечься от благополучной в этом плане Москвы и посмотреть на регионы. «Мне иногда очень хочется, участвуя в таких дискуссиях, немного "приземлить": уезжаешь от Москвы на 200 километров — и в школе три компьютера. […] Уровень социальной дифференциации в нашей стране такой, что, конечно, мы можем сейчас обсуждать и говорить все что угодно, но мы понимаем, что две трети детей в нашей стране в силу объективных причин пока еще не могут пользоваться электронными рабочими тетрадями», — прервал эти обсуждения Олег Федоров.

Помимо проблем с содержанием заданий, возникают сложности и с тем, чтобы обучить работе с тетрадями учителей. Эксперты сошлись на том, что рассказывать педагогам о возможностях и преимуществах рабочих тетрадей необходимо, учитывая, что абсолютное большинство нынешних учителей закончили школу задолго до появления таких пособий. Но нужна педагогам и свобода: покупать конкретные тетради или комплекты учебных материалов, выбирать темы, для которых использовать тетради. «У нас в школе нет ни одного методического объединения, которое сказало бы при опросе, что им тетради не нужны и не нравятся. Да, они не готовы использовать их на 100%. У них такой избирательный подход: отражение одной темы им нравится, а другую они видят иначе», — добавила директор школы №1520 имени Капцовых Вита Кириченко.

81ef5fd177a560733aec487169ba428c372d79e5
Вита Кириченко
Михаил Джапаридзе/ТАСС

Самым сложным оказался вопрос о закупке тетрадей. Должно ли государство взять на себя расходы, можно ли требовать от родителей покупать пособия и кто должен решать, нужны ли тетради: руководство школы, учитель или сами родители? Получалось, что хорошо бы сделать их «бесплатными», как и учебники, но не факт, что получится этого добиться. Если родителей ставят перед фактом, что покупать нужно, начинаются разговоры о поборах. Член управляющего совета школы №2129 Елена Мосяж рассказала, что «есть администрации, которые запрещают учителям даже просто рекомендовать [тетради], чтобы не провоцировать родителей на трату денег. Они ничего не рекомендуют, даже если родители предлагают что-то купить».

Можно предоставить родителям право решать, но, как заметила директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, и это не идеальный вариант: «Ситуация по стране крайне неоднородна, очень сильно различается: в одних школах учителя привыкли работать по рабочим тетрадям, а в других средств на это не хватает, возникает ощущение неравенства, разной доступности качественного образования и, соответственно, успеха».

Не сложилось однозначного мнения и об эффективности тетрадей. То, что они приносят пользу, говорили все (максимум оговариваясь, что это лишь одно из средств, пусть и хорошее). Вплоть до Ильи Новокрещенова, который заметил: «Все так согласны с тем, что рабочие тетради точно нужны, в этом будущее и все хорошо, что позволю себе с этим не согласиться, тогда будет интереснее». Он же сравнил тетради и репетиторов с психотерапией: и те, и другие дают родителям ощущение, что они выполнили свой долг и помогли ребенку подготовиться, хотя польза их неочевидна.

Детальнее в эффективности тетрадей пришлось разбираться после замечания из зала: «Дайте хоть одну цифру в поддержку сегодняшней темы. Рабочие тетради функциональны, эффективны, целесообразны? Пока что только личные мнения».

На это Олег Федоров ответил: «Если вы хотите статистику, которая говорит о том, что есть класс, который использовал тетради и повысил результаты ЕГЭ и ОГЭ, то по девятому классу такая статистика есть. На основном государственном экзамене по обществознанию классы, которые используют рабочие тетради, по нашей небольшой выборке (около 4000 человек) дают примерно 20-25% прироста. По географии чуть меньше, по истории это порядка 7%». Эти результаты можно было бы использовать в рекламе какого-нибудь издательства, если бы не два предыдущих предложения: «Рабочая тетрадь — это одно из средств. Когда учитель работает в классе или с параллелью, он использует несколько десятков средств, и выяснить, какое из них привело к результату, практически невозможно». Так что вопрос остается открытым.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.

Комментарии

Все комментарии
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
Обсуждаемое