01
А
Астрономия
02
Б
Биология
03
Г
Гуманитарные науки
04
М
Математика и CS
05
Мд
Медицина
06
Нз
Науки о Земле
07
С
Сельское хозяйство
08
Т
Технические науки
09
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Науки о Земле
21 июня
«Ты словно приоткрываешь новый мир, который был до этого для тебя закрыт»

Почему экология должна быть международной

ISO Republic

Что нужно делать, чтобы не выгореть, как во втором классе найти свое призвание и почему важно олимпиадное движение, в интервью для проекта Indicator.Ru и Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию «Я в науке» рассказала студентка факультета прикладной экономики и коммерции МГИМО (У) МИД РФ Варвара Абатурова.

— Варвара, расскажите, где вы учитесь и какая у вас специальность?

— Я студентка второго курса факультета прикладной экономики и коммерции МГИМО, моя специализация – международная экономика и экологические проблемы. На сегодняшний день экология – не просто естественная наука, она вышла за эти пределы, став и социальной, и гуманитарной дисциплиной. В современном мире эколог должен разбираться и в том, как сохранить возобновляемые источники энергии, и как решить проблему продовольственной безопасности, и в демографических проблемах.

Я стремлюсь к тому, чтобы понять, в каком месте можно найти соприкосновение социального, экономического и экологического аспектов деятельности человека. Это нужно для того, чтобы свести к минимуму тот ущерб, который антропогенная активность наносит в настоящее время.

В будущем я бы хотела заниматься непосредственно изучением того, как происходит решение экологических проблем на международном уровне и как именно международные организации и различные государственные структуры способны решать экологические проблемы на региональном и глобальном уровне.

— Когда вы решили стать ученым?

— У меня появилось такое желание во втором классе, когда я написала первую «научную работу» вместе со своими родителями и своим первым руководителем. Я помню это ощущение, когда ты словно приоткрываешь новый мир, который был до этого для тебя закрыт. Ты ощущаешь себя взрослым и понимаешь, что сейчас знаешь то, чего другие, возможно, не знают. И это невероятное чувство. Я рада, что ощутила это в раннем возрасте, поскольку потом тяга к науке у меня с каждым годом развивалась сильнее и сильнее.

— Во втором классе? Расскажите, что вы тогда сделали?

— Я изучала дождевых червей. Все девочки делали работы по выращиванию цветов или клубники, а я приходила с огромным макетом дождевого червя и рассказывала про него. Мне было безумно интересно, потому что моя работа отличалась от других. Я благодарна за это своим родителям — именно они предложили мне этим заняться — и своей первой классной руководительнице. Дальше все пошло по нарастающей: я начала заниматься муравьями, в пятом классе сама нашла научного руководителя и занялась комплексной оценкой лесопарков. Эта работа принесла мне много наград и открыла передо мной мир экологии с точки зрения биологической дисциплины. После этого я поняла, что нужно проводить научно-исследовательские работы более практического характера, и задалась вопросом о продовольственной безопасности, о белковом голоде, который возможен в России и в мире. И тогда я начала вместе со своим научным руководителем заниматься разработкой методики по выращиванию грибов-вешенок в домашних условиях. По истечению двух лет мы создали такую методику, которую позитивно оценили в научно-исследовательских организациях. Последняя работа, которой я занималась в 10–11 классе, – самая серьезная, мы исследовали пластификаторы, их химическую природу, как они влияют на пластмассу и способны ли оказывать негативное влияние на объекты окружающей среды, то есть на воду, почву. Эта работа представляла собой комплекс научных экспериментов, в ходе которых мы выявили наиболее опасные пластификаторы. Но, к сожалению, в настоящее время они в России до сих пор используются и не запрещены. В силу специфики образования в МГИМО я пока не могу продолжить эту работу. Но, возможно, позже результаты этого исследования найдут свое применение в других работах.

— В таком случае почему вы выбрали именно МГИМО, а не вузы естественно-научной направленности? Кем вы себя видите после выпуска?

— Я выбирала между МГУ, университетом им. Губкина и МГИМО. Сейчас экологию можно рассматривать с биологической точки зрения, и, если бы я захотела быть биологом-экологом, то я бы пошла в МГУ на факультет почвоведения. Но я поняла, что хочу заниматься экологией с международной точки зрения, поскольку она сейчас выходит на глобальный уровень, соотносится с целями устойчивого развития ООН, которые были установлены в 2015 году. Все это побудило меня поступить в МГИМО. Я также очень хотела изучать языки, хотела вписать свою экологическую деятельность в международную. Кроме того, МГИМО предоставляет много возможностей путешествовать именно с научными целями. Я уже ездила в Китай со своей командой по социальному предпринимательству, это непосредственно связано с экологией и с экономикой. Также недавно мы ездили в Эквадор представлять нашу страну на конкурсе High Prize.

— А как начать исследовательскую работу, если ты еще школьник или студент младших курсов? Как найти научного руководителя, как выбрать тему?

— Во-первых, ученый – этот человек, который не столько правильно отвечает на вопросы, сколько умеет их правильно ставить. Поэтому очень важно для начала научиться это делать. Следующий шаг, который приводит к исследовательской деятельности, – найти научного руководителя, который будет координатором твоей работы, он может сделать так, чтобы ты нашел путь, по которому нужно идти для достижения хороших результатов. У меня в школе была научная организация «Ноосфера», туда приглашали всех ребят, желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью. Я думаю, что в каждом городе и регионе есть такие организации. И, конечно, важно принимать участие в разных конференциях, например «Шаг в будущее», это форум для молодежи, или в конференции им. Вернадского. Они мотивируют идти дальше, писать научные работы.

— Как решить, стоит ли вообще идти в науку или это не твое?

— Нужно понять, какие школьные предметы нравятся больше всего, и задать вопрос: «А почему мне нравится на них ходить?» Если только из-за того, что преподаватель умеет интересно рассказывать, это одно. А вот если потому, что реально хочется больше узнать об этом, то нужно этим заняться. Найти преподавателя, который будет готов помочь. Также я советую смотреть научно-популярные фильмы, передачи, которые помогают сформировать мировоззрение и понять, интересна ли вам наука, хочется ли вам ею заниматься. Походите на конференции — не в роли участника, а просто посмотреть: появится ли такая искра, желание заниматься?

— Чем бы вы хотели заниматься в будущем? Как ваши исследования могли бы повлиять на жизнь людей?

— Моя главная мечта – работать в ООН, где существует очень много подразделений, в том числе Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), и я бы хотела работать именно там. Такие органы совмещают научную деятельность и политическую — рекомендуют государствам ту или иную политику для достижения устойчивого развития. Я считаю, что именно в этой организации я смогла бы реализовать себя как профессионал. В настоящее время меня интересует именно трансграничное загрязнение и урегулирование вопросов по этой тематике, то есть то, как именно совместные усилия стран (а не перекладывание ответственности с одной страны на другую) могли бы помочь справиться с этой проблемой. Сейчас, к сожалению, часто происходит так, что вопрос не решается даже через суд, ликвидации последствий загрязнений окружающей среды не происходит.

— Если бы вы могли отправить себе письмо на пять лет назад, что бы вы написали?

— Я бы не стала раскрывать то, что меня ждет впереди, поскольку люблю сюрпризы. Я бы просто сказала, что нужно терпение, не нужно ничего бояться – нельзя позволять страху управлять собой, поскольку во время олимпиад переживания и волнения не давали мне сконцентрироваться. Поэтому я пожелала бы себе работать над страхом, бороться с ним.

— Как вы справлялись со стрессом?

— Это очень трудно. Вообще, весь олимпиадный период очень нервный. Начиная с подготовки и заканчивая вывешенными результатами заключительного этапа. Самое главное – всегда находить баланс между учебой и отдыхом. Нужно давать себе минуты расслабления, проводить время с семьей и друзьями. Использовать разные источники, чтобы происходила смена восприятия информации – нужно не только читать книги, но в какой-то момент посмотреть ролики, потом устроить личную встречу с преподавателем, а не просто беседу по телефону. Чтобы не выгореть, нужно во время отдыха не загружать себя мыслями о том, что нужно идти и заниматься. Просто отдыхайте и думайте о том, что даже во время отдыха вы делаете что-то полезное, разгружаете свой мозг и набираетесь сил. Не нужно зацикливаться на том, что олимпиады – это конкуренция, потому что тогда при решении заданий ты будешь думать не о них, а о конкуренции, о том, что сосед, возможно, пишет лучше тебя. Внушить себе нужно, что ты все знаешь и готов защитить честь своей области, раз пришел сюда.

— Что бы вы сказали родителям, если бы им не нравилось ваше увлечение наукой и они говорили бы про выбор другой, более финансируемой области?

— Я бы убедила их в том, что наука – это именно та область, в которой я смогу преуспеть. Я бы доказывала родителям, что профессия должна быть связана не только с финансами, но и с получением удовольствия. Если не будешь получать удовольствия от работы, то тогда ты не будешь полностью ей отдаваться, и твой заработок в любом случае будет небольшим, даже если это будет самая высокооплачиваемая профессия в мире. Я бы убеждала, что от науки я получаю удовольствие, чувствую, что это та сфера, где я могу добиться очень многого, вырасти не только как личность, но и как профессионал. Я думаю, что этой аргументации было бы достаточно, чтобы понять, что мне надо и дальше заниматься наукой.

— Давайте немного поговорим о вас. У вас есть любимая книга?

— Больше всего мне нравится книга Кэтрин Стокетт «Прислуга», потому что она поднимает очень много вопросов и насущных проблем, актуальных и в настоящее время. Она показывает, что девушки способны на многое, способны изменить мир. Я в это искренно верю и советую посмотреть фильм на основе книги и, конечно, прочитать ее.

— Какого художественного персонажа вы бы хотели видеть своим научным руководителем или коллегой?

— Шерлока Холмса.

— Есть ли у вас какие-то необычные хобби?

— У меня очень мало времени, чтобы серьезно заниматься чем-то помимо учебы и научной деятельности. Но как хобби я рассматриваю проект по социальному предпринимательству, который называется Most. Он направлен на менторскую поддержку школьников. Мы собираем студентов, которые готовы поделиться со школьниками из регионов своим опытом поступления в вузы и участия в олимпиадах, провести для них занятия и рассказать обо всех нюансах.

Сейчас мы проводим апробацию с ребятами из Кировской области, организуем для них встречи со студентами из тех вузов, куда они хотели бы поступать. Студенты по Skype проводят с ребятами шесть занятий: рассказывают про олимпиады, про сами вузы, то есть дают ту информацию, которую можно получить только изнутри.

— А какие советы абитуриентам могли бы дать лично вы, чтобы они могли правильно выбрать вуз?

— Во-первых, надо задать себе вопрос: «Что именно я хочу от вуза?» Если вы хотите заниматься научной деятельностью – тогда нужно идти в один университет, хотите изучать редкие языки – тогда это совсем другое. Самое главное – правильно поставить вопрос, потому что даже обществознание в разных университетах будут изучать по-разному. Кроме того, чтобы правильно выбрать и поступить в вуз, я советую заниматься олимпиадами и участвовать в различных конференциях, где ты встречаешься с ребятами и узнаешь много новой информации. Олимпиадное движение позволяет человеку из любого города поступить в вуз без экзаменов, даже самый престижный, если есть диплом призера или победителя.

И, что важно, надо участвовать в олимпиадах по разным дисциплинам. В свое время я участвовала в шести региональных олимпиадах, потому что долгое время не могла понять, что мне больше нравится. Но так лучше делать на начальных этапах, в 8-9 классах, а в 10-11 уже лучше сконцентрироваться максимум на двух олимпиадах. Еще я советую никогда не бояться ошибок. Нельзя расстраиваться и останавливаться – это лишь вызов, который нужно преодолеть, если что-то не получилось. Нужно добиваться той цели, которую ты поставил. Лично мне кажется, что олимпиады – это фундамент для более успешного будущего связанного не только с университетом, но и с жизнью.

— Расскажите о недавних достижениях российских ученых, которые вас приятно удивили?

— Относительно недавно я слышала, что в Новосибирске открыли механизмы того, как у насекомых вырабатывается устойчивость к инсектицидам и как это можно использовать для создания биологических способов борьбы с вредителями сельского хозяйства. Я считаю, это очень важная работа. С моим направлением она тоже связана, поскольку решает проблемы химического загрязнения окружающей среды и снижения биоразнообразия. Пестициды оказывают негативное влияние на многие аспекты сельского хозяйства, и если использовать именно биологические способы борьбы с вредителями, то это предотвратит многие негативные последствия.

— Закончите фразу: «Я в науке, потому что…»

— Я в науке, потому что она заставляет меня все время двигаться вперед.

Материал подготовлен при поддержке фонда президентских грантов

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.

Комментарии

Все комментарии
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
Обсуждаемое