01
А
Астрономия
02
Б
Биология
03
Г
Гуманитарные науки
04
М
Математика и CS
05
Мд
Медицина
06
Нз
Науки о Земле
07
С
Сельское хозяйство
08
Т
Технические науки
09
Ф
Физика
10
Х
Химия и науки о материалах
Технические науки
13 июля
Интенсивы, трансформация и лучшие практики: зачем ехать на «Остров»

Что отличает «Остров 10-22» от зарубежных аналогов

Университет НТИ 20.35/ВКонтакте

Командная работа, обучение с раннего утра до позднего вечера, «интенсивы», «нетворкинг» и «цифровая трансформация» — все это ждет участников «Острова 10-22». Рассказываем о том, зачем туда едут сотни человек из университетов и других научно-технологических организаций, а также поясняем, чем «Остров» отличается от ближайших зарубежных аналогов.

Сегодня российское высшее образование находится далеко не на самом высоком уровне, даже несмотря на происходящие изменения образовательных программ и внедрение современных технологий в процесс обучения. Чтобы исправить ситуацию и вывести Россию на лидирующие позиции по качеству высшего образования, нужны не только современные технологии и перемены в системе обучения, но и люди, которые смогут грамотно внедрить нововведения и усилить их эффект. Помочь в осуществлении этой цели может ежегодный интенсив «Остров 10-22».

«Остров 10-22», который проходит с 10 по 22 июля на базе Сколковского института науки и технологий, соберет на своей площадке более сотни вузов и полутора тысяч участников. На интенсиве команды вузов, куда входят как студенты, так и сотрудники образовательных учреждений, смогут получить знания для подготовки учебного заведения к изменениям, которые помогут ему развиваться в рамках Национальной технологической инициативы и повысить конкурентоспособность образования на мировом уровне. Этот интенсив проводится уже второй раз.

Университет «20.35» — это университет, использующий новейшие технологии для совершенствования образования. В его рамках проводятся ежегодные мероприятия, которые называются «Остров» и которые структурируют его деятельность. Ежегодные «Острова» будут идти до 2035 года. Смысл каждого «Острова» состоит в отборе лучших образовательных практик, доступных на сегодняшний день, и демонстрировании того, как будет выглядеть система образования в будущем, в 2035 году. Университет «20.35» готовит кадры для технологического прорыва на основе лучших мировых практик. «Остров 10-22», в свою очередь, дает максимум полезной информации в кратчайшие сроки и открывает карьерные возможности всем заинтересованным в образовательной сфере.

«Остров 10-22» — это 12 дней интенсивного общения, проектирования и обучения команд трансформации вузов со всей России. Контекст — это, с одной стороны, задача технологического прорыва, без которого Россия будет неконкурентоспособна в XXI веке. С другой стороны — это цифровая трансформация, которая изменяет привычные представления об управлении, рынке труда, развитии человека и связности субъектов образования между собой.

«Остров» — это не образовательная программа, это образовательное пространство. Главное отличие пространства от программы состоит в следующем. Во-первых, пространство не предполагает четко заданного пути развития, а во-вторых — основные образовательные эффекты могут возникать далеко за рамками предусмотренных образовательных активностей. В рамках этого пространства происходит создание и отработка лучших мировых образовательных практик, создание контента для выработки государственной политики и правил в сфере трансформации системы высшего образования и системы принятия решений по технологическому развитию вузов.

Феномен «Острова 10-22» можно сравнить с проектом WorldSkills, который зародился в 2012 году и внес значительный вклад в популяризацию среднего профессионального образования. Цель российского образовательного пространства — усовершенствовать систему высшего образования. «Остров» — это пространство, насыщенное возможностями, которое каждый участник может исследовать и оценивать сам. Цель и способ взаимодействия с этим образовательным пространством участникам предстоит определить самостоятельно. На входе людям даются возможности для получения знаний по различным тематикам. Каждый может сам выбрать свою траекторию и получить знания в желаемых областях.

Существует множество зарубежных проектов, цель которых — улучшить качество образования и оптимизировать процессы в принятии управленческих решений в этой сфере. Наиболее частый формат таких мероприятий — летние школы. Например, Harvard Summer School. Летняя школа Гарварда предлагает студентам выбрать различные форматы обучения: это могут быть как онлайн-курсы, так и живые встречи и онлайн-конференции, а также комбинации этих вариантов. Курсы в летней школе Гарварда включают большое количество как гуманитарных, так и естественно-научных дисциплин. «От количества курсов тут разбегаются глаза. Мне даже пришлось отказаться от некоторых из них, чтобы все успеть. Но чем больше дополнительных предметов появляется в моем расписании, тем больше мне хочется заполнить его еще плотнее. Однако с каждым днем становится все труднее учиться. Времени нет вообще и спать приходится ложиться очень поздно», — пишет в своем блоге Артур Стороженко, закончивший Harvard Summer School, а затем и поступивший в Гарвард.

Хотя такого рода курсы и школы позволяют хорошо продвинуться в образовании по выбранной специализации, этот формат не обеспечивает взаимодействия между участниками, которые хоть и могут обучаться совместно, но не вступают в дискуссии и обсуждения. На «Острове 10-22» большое количество времени уделено именно командной работе — формат игры, используемый на интенсиве для объединения участников, позволяет взглянуть на реальные проблемы под другими углами и переосмыслить свое видение трансформации системы образования.

Другим примером внедрения инновационных образовательных практик является система школ Minerva Project. Система обучения Minerva была создана в США для быстрой разработки и реализации сложных образовательных программ для учреждений и организаций всех типов — от университетов до крупных компаний. Программа Minerva сочетает персонализированное обучение и структурированный модульный учебный план. Она основана на постоянном анализе результатов студентов и на исследовании различных образовательных практик. Эксперты Minerva пришли к выводу, что лекции — неэффективный инструмент обучения, поэтому для освоения образовательных программ в организации используются семинары. Здесь преподаватели делают акцент на практическом применении знаний и не оценивают их уровень с помощью тестов.

Образовательные практики, которые будут применяться в рамках «Острова 10-22» так же, как в Minerva, были разработаны с использованием искусственного интеллекта, составлявшего индивидуальные траектории для каждого участника. Но «Остров 10-22» не просто объединяет желающих «прокачать» свои знания. Он помогает увеличить свой багаж знаний и гибких навыков всем, кто тем или иным образом способен поднять российскую технологическую отрасль на новый уровень, — ученым, студентам и технологическим предпринимателям. Интенсив длится несколько дней, что выгодно отличает его от Minerva.

Массачусетский технологический институт — тоже один из примеров успешного применения практики летних школ. Университет организует множество различных обучающих интенсивов в течение лета не только для студентов, но и для школьников и детей. Одной из самых популярных программ вуза является MITES. Это шестинедельный интенсив для всех, кто хочет построить карьеру в науке и предпринимательстве. Студентам предлагается выбор не только из естественных наук и математики, но и из гуманитарных предметов. Также ученикам предлагаются дополнительные дисциплины на выбор, например архитектура и программирование. «В этой школе ваш мозг начинает работать по стандартам MIT. В ходе долгих дневных и ночных занятий вы превращаетесь из группы совершенно разных учеников в сплоченную команду, в семью», — говорит один из выпускников программы MITES Брэндон Холлоуэй. В MITES и правда очень напряженный график обучения. После дневных семинаров и лекций студентам приходится не спать ночами, чтобы выполнить все домашнее задание. Зачастую такой подход к обучению оказывается контрпродуктивным.

«Будущим системы образования» также можно заслуженно назвать 42 school – школу программирования, филиалы которой расположены в Париже и Фримонте, штат Калифорния. Школа 42 не подразумевает контроля над студентами и проведения лекций или семинаров. Весь процесс обучения строится на самостоятельном поиске решений задач и их оформлении. Функция Школы заключается в том, чтобы проверить решения заданий и направить учеников по верному пути в случае обнаружения ошибок. Благодаря налаженной системе обучения, которая напоминает компьютерную игру, Школа позволяет лучше усваивать информацию и предоставляет ее в гораздо более сжатые сроки, чем при использовании традиционных методик обучения. В 42 school разрешается списывать задания у коллег, но при условии полного понимания решения. Это контролирует компьютерная программа, которая задает вопросы по решению задачи после загрузки ее в систему. Отсутствие строгого контроля положительно сказывается на образовательных результатах студентов и позволяет налаживать контакты, которые остаются и после окончания школы.

Однако Школа 42 имеет и недостатки. По словам Даниила Бродовича — основателя проекта Starup&Travel и ученика Школы 42 — самое сложное в обучении — это продержаться первый месяц. В это время на учеников сваливается огромное количество заданий, работать над которыми приходится день и ночь. Такой формат хоть и позволяет «впихнуть» программу года обучения в один месяц, но очень сильно истощает всех студентов. По этому параметру Школа 42 напоминает формат образовательного интенсива. Однако интенсив не подразумевает усердной и истощающей работы на протяжении месяца. «Остров 10-22», например, идет чуть меньше двух недель и включает помимо серьезной образовательной подготовки еще и развлекательную программу, которая позволит отдохнуть и набраться сил. Участники могут самостоятельно выбрать направление, и им не обязательно четко в срок выполнять все задания, чтобы перейти на новый уровень.

Организованный Университетом НТИ «Остров 10-22» — это образовательный феномен, который сочетает в себе положительные черты лучших зарубежных аналогов. Индивидуальные образовательные траектории, которые настраивает искусственный интеллект, геймификация в образовании, коммуникация различных сфер — все это будущее образовательной среды. Внедрение таких практик повсеместно требует подготовки большого количества кадров. Именно ради этой цели проект «Остров 10-22» открывает свои двери всем желающим.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.

Комментарии

Все комментарии
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
Обсуждаемое