Опубликовано 19 января 2020, 22:47

Что нового в Nature и Science. 19 января

© Nature, Science

Два самых известных научных издания в мире — Nature и Science — это мультидисциплинарные журналы, которые не всегда есть время читать ученому, а научные журналисты не всегда успевают рассказать обо всех статьях выпуска. Информационно-сервисное издание Indicator.Ru начинает еженедельный дайджест некоторых материалов из этих изданий. Нанокристаллические материалы, необычные объекты в центре Млечного пути, вода в атмосфере Марса, и последнее пристанище Homo Erectus.

Nature

Обложка. На многие свойства нанокристаллических материалов влияют поверхностные дефекты, называемые границами зерен, — границы раздела между отдельными кристаллитами, или зернами, в структуре. Широкое разнообразие размеров, формы и ориентации зерен затрудняет понимание того, как дефекты влияют на свойства материала. В «статье с обложки» Nature этой недели Тэхван Хен и его коллеги демонстрируют метод синтеза многозернистых нанокристаллов с однородными границами зерен. Команда определяет четыре принципа проектирования, которые должны позволить подготовить широкий спектр многозернистых нанокристаллов с контролируемыми границами зерен, открывая новые возможности для исследования эффектов, вызванных дефектами решетки.

Вокруг сверхмассивной черной дыры в центре Млечного пути вращается два странных объекта: они выглядят как газопылевые облака, но ведут себя как более плотные объекты типа звезд. Теперь к ним добавилось еще два.

В отличие от предыдущих исследований, новая работа показывает, что подкисление океана не нарушает важных поведенческих реакций, таких как избегание химических сигналов от хищников, у рыб, обитающих на коралловых рифах.

Стало немного понятнее, откуда взялась растущая устойчивость малярийных комаров в Африке. Дело в особом белке SAP2.

Анализ и моделирование радиометрических оценок возраста остатков Homo erectus подтвердило, что Нгандонг на Яве от 117 до 108 тысяч лет назад — «последнее место, где их видели на Земле».

Новое исследование активности нейронов во время того, как человек выполняет процесс хватания предмета, показало, что сложные паттерны активности в моторной коре, управляющие этим процессом, зависят как от активности таламуса, так и от текущего состояния коры.

Science

Обложка. Мы уже упомянули статью, которая стала материалом для обложки последнего номера Science. Это отчет о создании нового метода визуализации клеток, сочетающего в себе две техники визуализации — электронную сканирующую микроскопию и флуоресцентную оптическую микроскопию сверхвысокого разрешения, за которую в 2014 году присудили Нобелевскую премию по химии.

Одна из центральных статей посвящена вымиранию динозавров и остальных видов. Естественно, связь с падением метеорита осталась, но вызванное падением астероида множественное извержение вулканов довершило дело.

В последнем выпуске — единственная обзорная статья. Она посвящена экзотическому виду веществ — квантовым спиновым жидкостям.

В Science есть и статья российских исследователей: команда европейско-российского орбитера Trace Gas Orbiter проекта ExoMars. Работа посвящена распределению водного пара в атмосфере Марса и связи его с пылевыми бурями, а также общей скорости, с которой Красная планета теряет воду.

Еще одна статья посвящена тому, как появилось внутреннее ухо у млекопитающих: у предков-рептилий кости, составляющие внутреннее ухо, были частью челюсти. Новая работа показывает шесть сохранившихся экземпляров раннего млекопитающего с переходной формой внутреннего уха, в которой интегрированы «слуховые» и «жевательные» модули.