Опубликовано 15 октября 2019, 14:06

Из скопления галактик сделали гигантскую рентгеновскую линзу

© MIT/NASA Goddard Space Flight Center

Астрономы из Массачусетского технологического института вместе с коллегами использовали массивное скопление галактик в качестве «рентгеновского увеличительного стекла», чтобы заглянуть в прошлое почти на 9,4 миллиарда лет назад. В ходе этого процесса они обнаружили крошечную карликовую галактику на самых первых, высокоэнергетических стадиях звездообразования. Статья об исследовании была опубликована в журнале Nature Astronomy.

Ранее астрономы использовали скопления галактик в качестве гравитационных линз только для увеличения объектов в оптических длинах волн. Новое исследование впервые показывает возможность использования этих массивных объектов для увеличения масштаба далеких, рентгеновских явлений.

Ученые использовали скопления галактик в качестве космических увеличительных стекол с помощью гравитационного линзирования. Идея заключается в том, что, если ученые могут приблизиться к массе скопления галактик, они могут оценить его гравитационное воздействие на любой окружающий свет, а также угол, под которым скопление может отклонить излучение.

То, что обнаружили ученые, является молодой галактикой, которая примерно в 10 000 раз меньше нашего Млечного Пути. Она находилась на периоде образования первых звезд — сверхмассивных недолговечных объектов, испускающих высокоэнергетические рентгеновские лучи, которые удалось обнаружить ученым.

«Это маленькое синее пятно содержит много супергорячих очень массивных молодых звезд, которые сформировались недавно, — говорит Мэтью Бейлисс, научный сотрудник Института астрофизики и космических исследований Массачусетского технологического института. — Этот объект похож на самые первые галактики, которые сформировались во Вселенной. Такого в рентгеновском диапазоне еще никто не видел».

В ходе своей работы астрономы проанализировали наблюдения за кластером Феникс, непрерывно проводимые рентгеновским телескопом NASA Chandra в течение месяца. Кроме того, в исследование были включены данные двух телескопов, наблюдающих в ИК и видимом диапазонах: космического телескопа Hubble и наземного Гигантского Магелланового телескопа. С учетом этих данных группа разработала модель кластера, которая позволила исследователям точно измерить рентгеновское излучение от самого кластера и вычесть его из данных.

После этого остались два похожих паттерна рентгеновского излучения вокруг скопления, которые представляли собой одно и то же изображение более далекого источника, пришедшее разными путями по искривленным кластером траекториями. Когда астрономы проследили путь излучения назад во времени, они обнаружили, что оно пришло из одного далекого источника: крошечной карликовой галактики возрастом в 9,4 миллиарда лет.