Опубликовано 19 августа 2019, 15:45

Астрономы построили карту Земли глазами инопланетян

Картa Земли, какой ее могли бы видеть инопланетяне

© NASA/JPL-Caltech/S. Fan et al./Indicator.Ru

Американские исследователи представили первую двумерную карту Земли, какой ее могли бы видеть инопланетяне за многие световые года от нас. Исследование, которое призвано помочь в изучении землеподобных экзопланет, было принято к публикации в The Astrophysical Journal Letters и опубликовано на препринт-сервере arXiv.org.

Экзопланеты земного типа — планеты плотные, состоящие преимущественно из силикатов и металлического железа, с твердой поверхностью. Если они лежат в зоне обитаемости, то представляют огромный интерес. На них может существовать жизнь, какой мы ее знаем; в перспективе именно на них люди могут переселиться с Земли. Поисками таких экзопланет занимается космическая обсерватория Kepler. Сравнивая полученные характеристики экзопланеты с земными, ученые определяют вероятность ее обитаемости.

Геологическая и климатическая система планеты должны поддерживать все три агрегатных состояния воды. Наличие водяного пара в атмосфере, облаков и поверхностных океанов может служить индикатором пригодности планеты для жизни. Ранее астрофизики показали, что свет от звезды во время транзита экзопланеты позволяет наблюдать облака в ее атмосфере, а температура и давление атмосферы дают возможность предполагать их химический состав. Однако данные приходится извлекать из кривых блеска точки — функций изменения блеска астрономических объектов во времени.

Чтобы оценить правдоподобность разрешения пространственных особенностей из простого изменения светимости крохотной точки, ученые проанализировали кривые блеска Земли так, как будто она за многие световые года от нас.

Команда из Калифорнийского технологического института проштудировала десять тысяч снимков нашей планеты, сделанных Климатической обсерваторией дальнего космоса NASA (Deep Space Climate Observatory — DSCOVR). Изображения были сделаны на десяти определенных длинах волн каждые один-два часа в течение 2016 и 2017 годов. Чтобы смоделировать инопланетную точку зрения, исследователи сократили изображения до одного показания яркости для каждой длины волны. Десять «точек» дали десять кривых блеска, которые может наблюдать удаленный астроном, если бы он следил за экзопланетой Земля в течение двух лет.

Сравнив кривые с исходными изображениями и скорректировав параметры на 24-часовое вращение Земли, ученые построили контурную карту суши и вод планеты. Черные линии на ней служат приблизительной береговой линией. Карта дала грубые очертания Африки (в центре), Азии (вверху справа) и Америки (слева).

Пока эта карта не может дать желаемого разрешения. Что она точно может — так это помочь будущим астрономам оценить, имеют ли экзопланеты океаны и облака — ключевые требования для обитаемого мира.