Опубликовано 14 июля 2020, 18:38

Вокруг молодой звезды нашли новые мазеры

© L. Calçada/ESO

Исследователи из Уральского федерального университета вместе с зарубежными коллегами обнаружили новые виды мазерных молекул и спиральные потоки вещества вокруг молодой звезды G358.93-0.03. Статья исследователей опубликована в журнале Nature Astronomy.

Мазер усиливает радиоволны за счет процессов вынужденного излучения. В окрестностях образующихся массивных звезд квантовые переходы некоторых молекул выполняют роль мазеров и заставляют эти объекты светиться в тысячи, миллионы и даже триллионы раз ярче на некоторых радиочастотах. Такое космическое излучение высокой яркости может возникать в молекулярных облаках и атмосферах звезд. Поняв свойства космических мазеров, ученые смогут лучше понять, как создаются массивные звезды.

«Мы обнаружили три новых вида молекулярных мазеров — на квантовых переходах тяжелой воды, изоциановой кислоты и изотопа метанола. Наш анализ показал, что яркое свечение этих соединений длится достаточно недолго — около месяца. Скорее всего, оно является результатом аккреционной вспышки, которая происходит, когда на звезду падает массивный сгусток из окружающего вещества. Самое главное — мы показали, что вещество вокруг массивной звезды образует спиральный поток, который падает на нее», — поясняет соавтор исследования, директор Коуровской астрономической обсерватории УрФУ Андрей Соболев.

Структура спиральных рукавов в гравитационно-неустойчивом диске вокруг  молодого звездного объекта высокой массы