Опубликовано 15 сентября 2020, 15:34

На Венере обнаружили возможные следы жизни

Художественная иллюстрация, показывающая молекулы фосфинa в верхних слоях атмосферы Венеры

© ESO/M. Kornmesser/L. Calçada & NASA/JPL-Caltech

Международная группа астрономов обнаружила газ фосфин в верхних слоях атмосферы Венеры. Эта молекула может свидетельствовать о присутствии живых организмов, однако подтверждение этой гипотезы требует дополнительных исследований. Посвященная открытию статья опубликована в журнале Nature Astronomy.

В течение десятилетий астрономы предполагали, что в верхних слоях атмосферы Венеры, вдали от ее раскаленной поверхности, могли бы обитать микроорганизмы, которым, однако, пришлось бы приспособиться к экстремально высокой кислотности этой среды. Международная команда ученых наблюдала Венеру при помощи наземного телескопа Джеймса Кларка Максвелла и системы радиотелескопов ALMA на длине волны около одного миллиметра. Исследователям удалось обнаружить молекулы фосфина (PH3), биомаркера, который может свидетельствовать о присутствии организмов.

«На самом деле, эксперимент был проведен из чистого любопытства. Мы думали, что таким способом просто исключим фантастические сценарии, например что облака Венеры переполнены бактериями. Первые намеки на фосфин в спектре Венеры очень сильно удивили нас, — рассказывает одна из исследователей, профессор Кардиффского университета Джейн Гривз. — Позже мы убедились, что оба телескопа действительно наблюдали одно и то же — слабое поглощение на длине волны, характерной для фосфина, подсвеченного теплыми облаками нижних слоев атмосферы».

Ученые оценили естественные способы синтеза фосфина. Гипотезы включали солнечный свет, химические реакции фрагментов минералов, попавших в атмосферу с поверхности планеты, а также вулканическую активность и действие молний. Исследования показали, что газ присутствует в атмосфере в соотношении всего лишь около двадцати молекул на миллиард. Однако согласно расчетам все вышеупомянутые источники производят не больше, чем одну десятитысячную от наблюдаемого количества фосфина.

Чтобы создать столько фосфина, как на Венере, земным организмам потребовалось бы только 10% от их максимальной продуктивности. Бактерии синтезируют фосфин с затратой энергии, и не ясно, зачем они его производят, он может быть просто побочным продуктом или же способом защиты от других бактерий, так как очень ядовит. Однако любые организмы на Венере, вероятно, сильно отличались бы от земных собратьев. Хотя температура верхних облаков этой планеты составляет около 30 °C, они практически полностью состоят из кислоты. Для сравнения, лишь некоторые земные организмы могут справиться с 5% содержанием кислоты в своей среде. Несмотря на то что исследование исключило множество альтернативных способов синтеза фосфина, для подтверждения наличия жизни на Венере требуется еще много работы.

В солнечной системе существуют и другие возможные биомаркеры, такие как метан на Марсе и вода на ледяных спутниках Сатурна: Европе и Энцеладе. Также высказывалось предположение, что темные полосы на Венере , поглощающие ультрафиолет, могут оказаться колониями микроорганизмов. Аппарат «Акацуки», запущенный Японским агентством аэрокосмических исследований, в настоящее время наносит на карту эти полосы, чтобы лучше описать неизвестный поглотитель ультрафиолета.