Опубликовано 07 ноября 2019, 17:37

У нейтронной звезды нашли странное магнитное поле

© NASA

Российские ученые из Института космических исследований РАН, МФТИ и Пулковской обсерватории РАН обнаружили, что магнитное поле нейтронной звезды в системе GRO J2058+42 регистрируется только в тот момент, когда она поворачивается к наблюдателю определенным образом. Статья ученых, поддержанных грантом Российского научного фонда, опубликована в The Astrophysical Journal Letters.

Нейтронную звезду GRO J2058+42 американские астрономы открыли четверть века назад. Ее относят к особому классу — вспыхивающим (или транзиентным) рентгеновским пульсарам. С тех пор ученые всесторонне исследовали это небесное тело и не заметили никаких особенностей по сравнению с другими объектами своего класса. Но недавние данные, полученные космической обсерваторией NuSTAR, позволили более детально изучить особенности излучения этого пульсара.

Оказалось, что в его энергетических спектрах присутствует линия циклотронного поглощения, которая позволяет однозначно определить напряженность магнитного поля объекта. Само по себе это не ново, такие особенности на настоящий момент известны у трех десятков объектов. Но российские ученые выяснили, что эта линия у GRO J2058+42 проявляет себя только тогда, когда нейтронная звезда повернута к наблюдателю определенным образом.

Сделать это астрономам удалось только после детального исследования характеристик нейтронной звезды с десяти разных ракурсов. Только на одном из них был обнаружен дефицит излучения на энергии около 10 кэВ, что соответствует напряженности магнитного поля в 1012 Гс.

Сложность исследований российских астрофизиков заключается в том, что вспышки в большей части таких систем наблюдаются очень редко и их невозможно достоверно прогнозировать. Российские ученые смогли поймать момент зарождения новой вспышки от нейтронной звезды GRO J2058+42 и быстро провести серию наблюдений с помощью обсерватории NuSTAR. По результатам этих наблюдений исследователи и смогли сделать вывод о странном поведении магнитного поля объекта.

Полученные данные оказались настолько необычны, что российские ученые обратились к американским коллегам для проведения дополнительных измерений, но и они подтвердили первоначальные выводы. До недавнего времени считалось, что такие неоднородности в магнитом поле формируются только во время кратковременных вспышек на звездах или от магнетаров. Работа российских ученых впервые представляет доказательства более сложной структуры магнитного поля нейтронной звезды, чем считалось ранее. Также выяснилось, что эта структура может сохранять свою форму продолжительное время. Это значит, что она представляет собой фундаментальное свойство объекта, а не кратковременное явление.