Опубликовано 15 сентября 2020, 19:39

Обнаружена закономерность звездообразования в кольцах галактик

© NASA

Российские астрономы обнаружили пространственную закономерность в распределении молодых звездных скоплений в кольцах галактик. Результаты исследования помогут лучше понять физические процессы, влияющие на звездообразование в кольцах и рукавах галактик. Работа ученых опубликована в журнале Astronomy and Astrophysics.

Молекулярные облака — это особый тип межзвездного облака, плотность и размер которого позволяют образовываться молекулам. Астрономы считают, что в их появлении и дальнейшем превращении в регионы звездообразования важную роль играют различные физические процессы, например гравитационный коллапс и турбулентное сжатие. Пространственное расположение молекулярных облаков в галактиках ученые могут объяснить гравитационной или магнитогравитационной нестабильностью. Однако влияние магнитного поля и ударных волн на пространственное распределение молекулярных облаков и молодых звездных групп до сих пор изучено не до конца. Одним из вариантов изучения этой области астрономии является исследование пространственной закономерности распределения молодых звездных скоплений с возрастом меньше 100 млн лет в спиральных и кольцевых галактиках.

Ученым из Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга МГУ удалось обнаружить закономерность в распределении молодых звездных скоплений в кольцах галактик. Ранее там подобного не наблюдалось, в отличие от спиральных рукавов, хотя и было предсказано теоретически. Астрономы изучили галактику NGC 6217 и ее фотометрические свойства, то есть потоки и интенсивность электромагнитного излучения космических объектов. В NGC 6217 кольцо расположено вблизи области коротации. Это часть галактики, где угловая скорость движения звезд сравнивается с угловой скоростью спиральных рукавов галактики. Земля, как считается, также расположена в области коротации. По словам ученых, существование в ней закономерности в распределении молодых звездных скоплений свидетельствует о том, что наличие или отсутствие ударных волн не влияет на пространственное распределение областей звездообразования в кольцах и спиральных ветвях галактик.

«Полученный результат уточняет наше понимание физических процессов, которые способствуют формированию закономерностей звездообразования в кольцах и рукавах. Перспективным направлением является также использование методов математической физики, активно применяемых при исследовании временных рядов, к поиску регулярностей для пространственных распределений», — резюмирует один из исследователей, ведущий научный сотрудник отдела внегалактической астрономии ГАИШ МГУ Александр Гусев.