Опубликовано 01 июля 2020, 18:00

В «пустыне Нептуна» нашли ядро планеты

© Mark Garlick/University of Warwick

Международной группе исследователей впервые удалось обнаружить лишенное оболочки ядро планеты TOI 849 b. Посвященная открытию статья опубликована в журнале Nature.

TOI 849b обращается вокруг желтого карлика, находящегося на расстоянии 730 световых лет от Земли. Впервые он был обнаружен спутником NASA TESS c помощью транзитного метода, основанного на наблюдениях за производимым объектом затемнением фона звезды. TOI 849 b находится в «пустыне Нептуна» — близкой к звезде зоне, где практически не наблюдается планет, равных по массе или больших, чем Нептун. Объект расположен настолько близко к светилу, что год на нем равняется 18 часам, а температура поверхности составляет около 1800 K.

При повторном изучении с помощью спектрографа HARPS обсерватории Ла-Силья, измеряющего смещения доплеровского спектра звезды, астрономы определили, что масса объекта в два-три раза больше, чем у Нептуна. Кроме того, он оказался необычайно плотным. «TOI 849b примерно в 40 раз тяжелее Земли, однако ее радиус лишь в 3,4 раза больше», — рассказывает один из исследователей, сотрудник Бернского университета Кристофер Мордаши.

«TOI 849b — самая массивная землеподобная планета из всех открытых. Ожидается, что планета такой массы при своем формировании аккрецирует большой объем водорода и гелия — и становится похожей в итоге на Юпитер. Тот факт, что эти элементы отсутствуют, позволил нам заключить, что это обнаженное планетное ядро», — рассказывает ведущий автор исследования, сотрудник Уорикского университета Дэвид Армстронг.

Моделирование показало, что объяснить существование подобного объекта могут две теории. Согласно первой из них, планета, похожая на Юпитер, тем или иным способом — из-за приливного притяжения либо из-за столкновения с другой планетой — потеряла всю свою оболочку. Свою роль могло сыграть также и фотоиспарение, однако оно не объясняет потери всего водорода и гелия.

Другой возможный вариант допускает, что TOI 849b — «несостоявшийся» газовый гигант, которому удалось сформировать лишь планетное ядро.

По словам исследователей, открытие поможет узнать больше о том, что творится в глубинах газовых гигантов. «У нас есть возможность взглянуть на ядро планеты так, как мы не можем в Солнечной системе. К примеру, существует еще много неотвеченных вопросов относительно ядра Юпитера. Такие странные и необычные объекты дают нам возможность узнать о процессе формировании планет, изучить который иначе вряд ли представляется возможным. Несмотря на то что химический состав экзопланеты еще до конца не определен, его можно отследить с помощью других телескопов. Из-за чрезвычайной близости к звезде атмосфера планеты нуждается в пополнении из недр. Если удастся измерить ее состав, то нам удастся понять и фактуру самого ядра», — отмечает Армстронг.