Опубликовано 19 июня 2020, 18:18

Два вида божьих коровок оказались одним

© Gilles San Martin/Wikimedia Commons

Российские ученые провели анализ божьих коровок вида Chilocorus kuwanae. Эти насекомые уже более века используются для борьбы с вредителями. Изначально считалось, что эти существа возникли в Азии, а в Европе обитает другой близкий вид — Ch. renipustulatus. Однако выяснилось, что две эти популяции принадлежат к одному виду. Результаты работы опубликованы в журнале Insects.

«Мы впервые смогли точно определить давно используемый людьми вид насекомых. Наш анализ показал, что особи из Азии попали в Европу благодаря человеку и при этом божьи коровки не вышли за пределы своего места обитания, а лишь переместились из одной части ареала вида в другую. Это показывает, что нам необходимо пересмотреть экономическую эффективность использования данного вида для борьбы с вредителями», — говорит одна из исследователей, старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова РАН Марина Беньковская.

Биологический метод борьбы с вредителями — один из самых перспективных способов защиты растений. На сегодняшний день он широко применяется в сельском и лесном хозяйстве. Его главный принцип заключается в том, чтобы удерживать размножение вредителей, используя их естественных врагов: специфических хищников, паразитов или патогены. Например, некоторые виды божьих коровок специально собирают в одних регионах, разводят в лабораториях и выпускают на сельскохозяйственные угодья в других областях. Это позволяет уменьшить применение пестицидов или вовсе избавиться от них. Однако для реализации этой технологии необходимы знания экологических и физиологических особенностей самого вредителя и его естественного врага. Первое, что необходимо, — правильно определить вид используемого насекомого.

Российские исследователи теперь впервые смогли правильно идентифицировать божью коровку вида Chilocorus kuwanae. Ранее биологи считали, что этот вид обитал только в Азии. Оттуда уже более ста лет божьих коровок завозят в Европу и другие части Земли, чтобы они уничтожали щитовок. Эти насекомые питаются растительными соками и наносят большой ущерб плодовым, лесным и декоративным культурам. Но никто до сих пор не проводил сравнения Ch. kuwanae с другими видами божьих коровок того же рода. Предыдущие исследования намекали, что этот вид имеет много общего с Ch. renipustulatus. Но их места обитания практически не пересекаются: Ch. kuwanae встречается в Приморском крае, на Сахалине и Курилах, в Японии, Китае и на Корейском полуострове, а Ch. renipustulatus обитает в Европе, Центральной Азии, на Кавказе, в Монголии и Сибири.

Поддержанные грантом Российского научного фонда исследователи провели статистический анализ изменчивости строения большого количества образцов из коллекций музеев и институтов мира. Авторы сравнили 107 экземпляров Ch. kuwanae, которые были собраны в Японии и на Сахалине, со 174 образцами Ch. renipustulatus, собранными в Европе. Биологи выбрали 17 признаков, которые описывали размер и пропорции тела насекомых. Ранее эти признаки другие исследователи приводили для различения этих видов. Российские ученые провели статистическую обработку измерения и обнаружили, что достоверных отличий между двумя видами не наблюдается. Это значит, что Ch. kuwanae и Ch. renipustulatus — на самом деле один и тот же вид.