Опубликовано 08 октября 2020, 17:05

Экологически редкие виды животных находятся в особой зоне риска

© Lindsay Kaslow

Млекопитающие и птицы, которые малочисленны из-за своей экологической ниши, подвергаются особой угрозе со стороны человеческой деятельности и изменения климата. Несмотря на небольшой размер популяций, эти виды занимают важное место в экосистеме. Поэтому необходим пересмотр существующих стратегий сохранения, иначе многие экологически редкие животные могут вымереть в ближайшие 40 лет, предупреждают французские исследователи, чья статья опубликована в журнале Nature Communications.

Долгое время считалось, что редкие виды слабо способствуют функционированию экосистем. Однако недавние исследования это опровергли и помогли выяснить, что распространенность вида зависит и от особенностей его экологических функций, то есть малочисленные виды могут быть такими из-за своего места в экосистеме. Поэтому слабораспространенные животные так же незаменимы в своей экосистеме, как и широкораспространенные, и должны быть защищены.

Французские ученые использовали две базы данных, которые содержат информацию о 4654 видах млекопитающих и 9287 видах птиц. Они также разделили всю нашу планету на квадраты, одна грань которых равнялась 50 километрам. Так они смогли определить количество экологически редких видов в разных регионах. Больше всего таких млекопитающих в тропиках Южного полушария, особенно на островах Индонезии, на Мадагаскаре и Коста-Рике. К ним относятся в основном ночные плодоядные, такие как летучие мыши и лемуры, и насекомоядные, например мелкие грызуны. Экологически редкие виды птиц чаще всего встречаются в тропических и субтропических горных регионах, особенно в Новой Гвинее, Индонезии, Андах и Центральной Америке. В основном это плодоядные или нектароядные виды, например колибри.

Затем ученые сопоставили эти виды и их статус в Красной книге МСОП и обнаружили, что они составляют основную часть живых существ, находящихся под угрозой исчезновения. Экологически редкие млекопитающие составляют 71% видов под угрозой исчезновения, тогда как экологически обычных животных там только 2%. Экологически редкие птицы — 44,2% видов под угрозой исчезновения, а обычные — 0,5%. Исследователи определили три показателя для каждого вида: антропогенное давление, индексы человеческого развития стран обитания и подверженность вооруженным конфликтам. Последние два элемента оказывают формирующее влияние на политику сохранения. Ученые отметили, что деятельность человека оказала на экологически редких млекопитающих и птиц большее влияние, чем на более распространенные виды. Также авторы исследования с помощью моделирования продемонстрировали, что экологически редкие виды больше всех пострадают от изменения климата. Многие из них вымрут в течение 40 лет.

По словам ученых, это показывает, что текущие усилия по защите животных недостаточны. Стратегии сохранения все еще слишком часто игнорируют функциональные особенности видов и вместо этого сосредотачиваются на размере популяции, тогда как эти особенности необходимо принимать во внимание. Экологически редкие виды необходимы для здоровых экосистем, поэтому нужна масштабная смена парадигмы в политике защиты, чтобы гарантировать их выживание.