Опубликовано 18 сентября 2020, 15:35

Ученые выяснили, как растут китовые акулы

© Chris Rohner

Исследователи установили, что самки самой крупной рыбы в мире — китовой акулы — растут медленнее самцов, но при этом превосходят их по размерам, достигая 18 метров в длину. Открытие способствует лучшему пониманию экологии этих рыб, находящихся на грани исчезновения. Работа опубликована в журнале Frontiers in Marine Science.

Международная группа ученых на протяжении десяти лет ведет исследование самых крупных рыб на планете — китовых акул. С 2009 по 2019 год биологи наблюдали на рифе Нингалу в Западной Австралии за ростом 54 акул, которых определяли по уникальному узору из пятен на коже. Команда записала более тысячи измерений китовых акул с помощью двух стереовидеокамер. Такая конструкция обеспечивает ту же картинку, что и наши глаза, поэтому ученые могли откалибровать две видеозаписи и получить очень точное измерение длины акулы.

Китовые акулы вырастают до 18 метров в длину, но ученые впервые получили свидетельства того, что самки этих рыб крупнее самцов, а скорость их роста сильно отличается. Самцы быстро увеличиваются в размерах в детстве, а потом их рост замедляется, достигая длины от восьми до десяти метров, тогда как самки растут очень медленно всего лишь на 20–30 см в год. Вероятно, крупные размеры являются важным преимуществом для самок этих яйцеживородящих рыб — зародыши которых развиваются в яйцах-капсулах и вылупляются в утробе. При этом количество крупных яиц внутри беременной акулы может быть очень большим. Однажды была обнаружена самка с более чем 300 детенышами внутри.

Китовые акулы — эмблема Западной Австралии, а купание с культовой рыбой на рифе Нингалу приносит местной экономике около 24 млн долларов в год. Однако в 2016 году китовые акулы были внесены в список видов, находящихся под угрозой исчезновения. Понимание экологии этих рыб имеет огромное значение для их сохранения.

«Этим медленно растущим животным требуется более 30 лет, чтобы достичь зрелости, что повышает шанс не дожить до репродуктивного возраста. Эта проблема становится особенно актуальной для китовых акул», — рассказывает один из исследователей, биолог из Австралийского института морских наук Марк Микан.