Опубликовано 19 августа 2019, 11:07

Открыт новый способ поглощения клетками наноматериалов

© Ana Sandoiu/Science Photo Library/Getty Images

Исследователи из Университета Миннесоты открыли новый процесс, который позволяет клеткам поглощать наноматериалы без непосредственного связывания с ними пептидов. Работа опубликована в журнале Nature Communications.

Наноматериалы широко используются в экспериментальных медицинских исследованиях для лечения рака и других заболеваний. Они также нередко применяются для диагностики. Но одной из основных проблем использования этих наноразмерных материалов является способ их доставки до клетки и проникновения через клеточную мембрану.

До сих пор считалось, что наночастица может попасть в клетку только с помощью одного процесса, когда наноматериал связывается с пептидом — небольшой цепью из аминокислот. Эти пептиды могут проникать внутрь клетки и при связывании с наночастицей «ведут» ее за собой. Влияние этих взаимодействий на другие клеточные процессы остается плохо изученным. Также такое пептидное связывание вносит дополнительную сложность в производство наноматериалов и даже может изменить их функциональность.

Новая работа ученых из Университета Миннесоты показывает новый клеточный процесс поглощения наночастиц без задействования пептидов. Исследователи выяснили, что такой процесс позволяет клеткам поглощать только наноразмерные материалы, но не другие вещества, окружающие клетки (например, жидкости). Также авторы работы обнаружили, что повысить скорость этого процесса можно, если вокруг клетки находится цистеин — одна из 21 протеиногенной аминокислоты.

В ходе работы ученые использовали несколько наночастиц и испытывали их в разных физиологических условиях. По словам исследователей, дальнейшее понимание этого процесса поможет как в клеточной биологии, так и в развитии нанотехнологий.