Опубликовано 18 августа 2019, 17:53

Палеонтологи выяснили, как развивался мозг динозавра

© Wikimedia Commons

Исследователи из Бристольского университета в Великобритании рассказали о том, как изменялся череп мелких динозавров пситтакозавров в течение жизни и как в зависимости от этого трансформировалось положение их тела в пространстве. Исследование, опубликованное в PeerJ, проводилось с помощью метода микрокомпьютерной томографии на основе хорошо сохранившихся образцов на трех стадиях развития: детеныш, подросток и взрослая особь.

Пситтакозавры были наиболее распространенным видом динозавров в раннем меловом периоде, то есть 125 миллионов лет назад. Обитали они в Восточной Азии, преимущественно на северо-востоке Китая. Это были травоядные животные с характерным мощным клювом на верхней челюсти.

Палеонтологи выяснили, как развивался мозг динозавра

© Claire Bullar and IVPP.

Детеныши рождались очень мелкими, размером с хомяка, а взрослые особи вырастали до двух метров в длину. По мере роста изменялась форма мозга динозавра: от лежащего в затылке позади огромных глаз детеныша до продолговатого, простирающегося до свода черепа мозга взрослого. Соответственно, с возрастом изменялась и форма черепа.

Среди таковых изменений наиболее примечательно значительное уменьшение размеров надглазничного отдела, увеличение латерального утолщения парокципитальных отростков затылочной кости и уменьшение угла между латеральным (он же горизонтальный) полукружным канальцем, в котором расположен вестибулярный аппарат, и плоскостью твердого неба.