Опубликовано 12 февраля 2020, 12:32

В хвосте динозавра нашли опухоль

© Daniel Eskridge/Getty Images/Assaf Ehrenreich/Tel Aviv University

Исследователи проанализировали окаменевший хвост молодого динозавра, который жил на территории канадской провинции Альберта, и нашли в нем лангергансоклеточный гистоцитоз — болезнь, которая и сегодня поражает животных и детей. Статья об открытии опубликована в журнале Scientific Reports.

«Мы обнаружили необычную находку в позвонках хвоста молодого травоядного динозавра, который жил в течение мелового периода 66–80 миллионов лет назад, — объясняет одна из исследователей, сотрудница Тель-Авивского университета Хила Мэй. — В двух сегментах позвоночника были обнаружены большие полости, и мы заинтересовались, чем они могли быть образованы».

Хвостовые позвонки динозавров были отправлены для углубленного микро-КТ-сканирования. Этот метод анализа дает очень высокое разрешение изображения — до нескольких микрон. Ученые просканировали позвонки динозавров и создали компьютерную трехмерную реконструкцию опухоли и кровеносных сосудов, которые ее питали. Микро- и макроанализ материала подтвердил, что это действительно был лангергансоклеточный гистоцитоз. Это первый случай обнаружения такой болезни у динозавра.

Причина лангергансоклеточного гистоцитоза так до конца и не ясна. В ходе него начинают активно размножаться клетки Лангерганса, которые образуются в костном мозге и являются модуляторами иммунного ответа. При их накоплении образуется опухоль, особенно часто очаги наблюдаются в легких и костях. Смерть от этого заболевания наступает вследствие сердечной или легочной недостаточности.

По словам авторов новой работы, их данные указывают на то, что болезнь не является уникальной для человека и существовала по меньшей мере 60 миллионов лет назад. Результаты исследования позволят лучше понять эволюцию заболевания и выяснить его причины, что может привести к созданию более эффективной терапии.