Опубликовано 02 декабря 2019, 18:18

В России нашли самых северных зауроподов

Зуб зауропода Macronaria

© A. Averianov et al./Lethaia

Исследователи из России и Германии нашли в Якутии зубы гигантских длинношеих динозавров — зауроподов. На данный момент это самая северная находка для данной группы динозавров. Статья ученых была опубликована в журнале Lethaia.

Ассоциация позвоночных, найденная в районе ручья Тээтэ в Якутии, включает как предположительно теплокровных животных — тероподных динозавров, зверообразных ящеров тритилодонтов и древних млекопитающих, — так и явно холоднокровных, таких как саламандры, черепахи и ящерицы. Однако среди последних отсутствуют представители группы крокодилообразных. Такой состав указывает на умеренный климат — со среднегодовой температурой намного выше нуля, но ниже 14 °C.

В новой работе международная группа ученых описала изолированные зубы динозавров, относящихся к кладе Macronaria. Они жили в высоких широтах — примерно 62 °. Новые останки, найденные учеными, на данный момент самые северные из всех, которые удавалось найти до сих пор. Они принадлежат детенышу зауропода, вид которого пока не удалось определить.

Это открытие свидетельствует, что зауроподы и другие динозавры не просто приходили на приполярные территории в благоприятное время, как предполагали ранее некоторые исследователи, но и размножались в этих местах и, вероятно, обитали там постоянно. Этот вывод подтверждается и сделанными в Тээтэ находками костей молодых особей стегозавров.

Анализируя другие окаменелости, ученые пришли к выводу, что климат в этой области в тот период был достаточно теплым, чтобы там могли жить хладнокровные представители отряда хористодеров, но был слишком холоден для животных, относящихся к кладе Crocodyliform. Видимо, зауроподы тоже могли существовать в этой местности, что подтверждает находка зубов их представителей.