Опубликовано 20 октября 2020, 19:53

Биохимики случайно заставили белок покраснеть

© Alex Ritter, Jennifer Lippincott Schwartz, Gillian Griffiths/National Institutes of Health

Американские исследователи выяснили, как с помощью аминокислоты 3-аминотирозина можно быстро и легко изменить цвет свечения биосенсора с зеленого на красный. Это упростит понимание биологических процессов и разработку новых новых методов лечения, рассказали ученые в журнале Nature Chemical Biology.

Флуоресцентные биосенсоры широко используются в медицине и научных исследованиях. Они обнаруживают определенные цели внутри клеток и начинают светиться, позволяя отслеживать и изучать биологические процессы. Большинство флуоресцентных белковых биосенсоров излучают зеленое или желтое свечение, некоторые — красное. У каждого из цветов есть свои преимущества: например, красные биосенсоры меньше оказывают неблагоприятное воздействие и лучше проникают в клетки. Однако их применение все еще ограничено, так как разработка биосенсоров на основе красного флуоресцентного белка сложна и требует значительных усилий.

Но американским ученым удалось найти способ легко менять цвет свечения. Во время обычного эксперимента в лаборатории они добавили аминокислоту 3-аминотирозин в образец и увидели, что их зеленый биосенсор покраснел. После этого он получил преимущества красного свечения, но сохранил динамический диапазон и чувствительность зеленого. Ученые протестировали новый биосенсор на клетках, которые вырабатывают инсулин в поджелудочной железе. С его помощью исследователи смогли отследить влияние высоких уровней глюкозы на клетки.

«Этот инновационный метод может преобразовать не только существующие биосенсоры, но и любые зеленые биосенсоры, которые будут разработаны в будущем. Таким образом, станет широко доступным многоцветное и/или мультиплексное изображение с флуоресцентными биосенсорными клетками. В будущем у нашего открытия будет множество применений. Например, с его помощью мы сможем улучшить наше понимание того, как поджелудочная железа контролирует секрецию инсулина или как паттерны нейрональной активности в мозге коррелируют со сложным поведением», — рассказал Хуэй-Ван Ай из Медицинской школы Университета Вирджинии, один из авторов исследования.