Опубликовано 23 августа 2019, 12:00

Найден способ увидеть ход химических реакций на молекулярном уровне

© SLAC National Accelerator Laboratory

Сотрудники Токийского университета создали новый метод для исследования хода химических реакций. Он позволяет фиксировать стадии процесса на молекулярном уровне, что в конечном итоге позволяет лучше контролировать каждый этап. Статья ученых опубликована в журнале Nature Communications.

«В 2007 году физики смогли реализовать мечту более чем 200-летней давности — они научились видеть отдельные атомы, — отметил ведущий автор исследования Эйити Накамура. — Но на этом все не закончилось. Наша исследовательская группа вышла за пределы этой мечты и создала видео химических процессов на молекулярном уровне, чтобы зафиксировать их мельчайшие детали».

С помощью обычных аналитических методов, таких как спектроскопия и кристаллография, можно получить много информации о результатах химических процессов. Но что происходит во время них, во многом остается неизвестным. Однако химикам иногда гораздо важнее знать, по какому именно пути идет реакция, чтобы понимать, каким веществом и когда стоит воздействовать на процесс, чтобы, например, получить другой, более нужный продукт.

Переходные стадии сложных химических реакций трудно изучать, так как существует множество промежуточных процессов, которые происходят между их началом и концом. В принципе, и раньше можно было видеть отдельные стадии, но на самом деле было невозможно выделить продукты на каждой из них и зафиксировать их изменения со временем. Накамура и его научная группа потратили более десяти лет на решение этой проблемы и разработали метод, называемый молекулярной электронной микроскопией.

Запечатленное формирование кубической молекулы кристалла металл-органического каркаса