Опубликовано 03 апреля 2020, 21:21

История «водянистой» разработки

© Grigory Sysoev/Sputnik/Max Pixel/NIAID-RML/Global Look Press/Indicator.Ru

Как свежесозданная фирма создала убивающую коронавирус «волшебную сколковскую воду», действительно ли плазма может убивать вирусы и правда ли эксперты «Сколково» одобрили «Магнарил», разобрался научный редактор Indicator.Ru.

В самые первые часы 1 апреля ряд СМИ опубликовали сообщения о том, что компания-резидент фонда «Сколково» создала жидкость, которая «может стать смертельным оружием для бактерий, грибков и вирусов». Дальше следовало описание настолько странное, что казалось, будто это первоапрельская шутка (хотя первая новость вышла часом раньше). Мы решили разобраться, что же это за чудо-жидкость и какое она имеет отношение к Сколково.

В самом исходном материале описание было настолько странным, что большинство ученых-химиков хватались за голову. Как утверждалось, сначала воду обрабатывали холодной плазмой. «После чего она приобретает особые свойства: атомы теряют часть электронов и в итоге не могут соединиться в молекулу H2O в силу законов физики», — рассказывает нам статья.

Такая нестабильность молекул воды приводит к возникновению различных форм кислорода и водорода и их всевозможных соединений. Получившиеся активные частицы повреждают и клеточные мембраны патогенной микрофлоры, и оболочки вирусов. Наиболее важную роль в процессе играет метастабильный атомарный кислород, сохраняющий свое состояние только при определенных условиях — когда электронов меньше, чем нужно. Он легко вступает в реакцию с биологическими молекулами, включая ДНК, РНК и отдельные белки.

Кроме агрессивного кислорода у полученной жидкости есть еще одно оружие для войны с вирусами — хлорноватистая кислота. Дело в том, что в обычной хлорированной воде из-под крана содержится небольшое количество хлорноватистого натрия (соли), добавляемого на станциях водоканалов.

«Известия»

Какие различные формы водорода в данном случае образуются (неужто дейтерий и тритий?), как холодная плазма мешает существованию молекул воды и что это за метастабильный катион (положительно заряженный ион атома или молекулы, возникающий при потере одного или нескольких электронов, — Indicator.Ru) атомарного кислорода (он практически всегда существует в радикальной или анионной форме — Indicator.Ru), который, по-видимому, еще и живет очень долго, — оставим это на совести журналистов. Оставался вопрос — как это все помогает уничтожить вирус при распрыскивании или при пропитывании масок, какие тесты на эффективность и, главное, на безопасность (по словам разработчиков, с одной стороны, туман из воды «Магнарил» убивает все вирусы и бактерии с грибками, с другой — стакан можно выпить без вреда для здоровья) проводились и проводились ли?

Днем 1 апреля, после многочисленных публикаций в сети, информации прибавилось. И убавилось. С публикации в «Известиях» исчезло упоминание «Сколково» — и понятно почему. Оказалось, что компания ООО «MAGNARIL AKVA LAB» с юридическим адресом в Технопарке Сколково была зарегистрирована только… 31 марта.

Однако все не так просто. Дело в том, что разрабатывала воду другая «сколковская» компания, «Акустическая заморозка», принадлежащая владельцу MAGNARIL Дмитрию Балаболину, и еще 19 марта председатель фонда «Сколково» Аркадий Дворкович отправил заместителю мэра Москвы Анастасии Раковой письмо с информацией о разработке и обещанием «всемерно содействовать» противодействию COVID-19. Письмо было выложено на следующий день на страничке компании с текстом о том, что она уже поставляет воду для борьбы с вирусом всем желающим «для тестов»: «В это непростое время, когда поставщики ресторанов сокращают отсрочки и вводят предоплату мы создали установку, которая делает, из обычной водопроводной воды и соли , воду которая убивает все бактерии. Воду на тесты раздаём бесплатно. Это не шутка и не фейк. Обращайтесь в нашу лабораторию #AEF на Щукинской. Вода называется #MAGNARIL». (Пунктуация авторов сохранена — Indicator.Ru.)