Опубликовано 01 июня 2020, 17:17

Под кратером Чиксулуб обнаружили следы древней гидротермальной системы

© Detlev van Ravenswaay/Science Source/Getty Images

Новое исследование показывает, что ударный кратер Чиксулуб, возможно, скрывает обширную и долгоживущую гидротермальную систему, которая существовала до падения астероида, связанного с вымиранием динозавров 66 миллионов лет назад. Результаты работы представлены в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

Кратер Чиксулуб, имеющий примерно 180 километров в диаметре, является одной из наиболее хорошо сохранившихся ударных формаций на Земле. В 2016 году исследователи пробурили дно кратера, достигнув глубины 1335 метров ниже уровня моря. Ученые извлекли образцы керна горных пород, которые можно использовать для изучения влияния удара на химические и физические изменения породы. Образцы активной зоны показали, что в кратере располагалась обширная гидротермальная система. Согласно выводам авторов, эта система повлияла на состав более 100 тысяч км3 земной коры.

Ученые обнаружили свидетельства того, что подземные реки нагревались и поднимались вверх по направлению к границе между дном ударного кратера и дном Юкатанского моря. Горячая вода текла по краям бассейна магмы, созданного ударом, просачивалась через трещины в породе и поднималась к морскому дну, где выходила в море. Особенно активно эта система действовала в приподнятом над морским дном горном массиве, образующем окружность диаметром 90 километров.

Керн, извлеченный из этого кольца, имеет нечто общее с образцами пород гидротермальных труб, образованных различными минералами, некоторые из которых имеют огненно-красный и оранжевый цвета. Почти две дюжины минералов осаждались из жидкости при ее прохождении через скалу. Образовавшиеся минералы заменяли собой первоначально находившиеся там соединения.

Минералы, обнаруженные в керне новой породы, указывают на то, что гидротермальная система первоначально была очень горячей — ее температура колебалась от 300 до 400 °C. Такие высокие значения указывают на то, что система должна была долго охлаждаться. Исследователи определили время охлаждения с помощью часов геомагнитной полярности.

«Наши результаты показывают, что крошечные магнитные минералы были созданы в кратере Чиксулуб благодаря химическим реакциям в долгоживущей гидротермальной системе. Эти минералы, по-видимому, фиксировали изменения в магнитном поле Земли по мере своего формирования. Их магнитная память позволяет предположить, что гидротермальная активность внутри кратера сохранялась в течение по меньшей мере 150 000 лет», — говорит соавтор исследования, сотрудница Стэнфордского университета Соня Тику .

Еще одно свидетельство долговечности гидротермальной системы — аномально высокая концентрация марганца в донных отложениях, которая является результатом выхода газов из морского дна. Хотя исследование ученых показывает существование гидротермальной системы лишь на небольшой части поверхности кратера Чиксулуб, авторы уверены, что на самом деле эта система простиралась не менее чем на 300 километров от эпицентра взрыва.