Опубликовано 22 марта 2020, 22:12

Что нового в Nature и Science. 22 марта.

Генетическая карта коры головного мозга, наука в России, коронавирус, Антарктида и потоковый автоматический синтез органических молекул – об этом мы поговорим в очередном дайджесте топовых научных журналов от нашего редактора.

Nature

На обложке нового номера изображен один из видов королевской мухоловки. В cover article Николас Хендершот и его коллеги обсуждают долгосрочные изменения в биологическом разнообразии птиц, вызванные сельскохозяйственной практикой и изменением климата. В течение 18 лет исследователи неоднократно обследовали 48 объектов в Коста-Рике, которые представляли собой широкий спектр землепользования – от естественных лесов до диверсифицированного и интенсивного сельского хозяйства. Они обнаружили, что долгосрочные изменения биоразнообразия наиболее заметны в наиболее интенсивно используемых ландшафтах, причем их воздействие усиливается в условиях засухи. Видовое разнообразие в рамках диверсифицированного сельского хозяйства оставалось высоким в течение длительного периода времени, и это свидетельствует о том, что такая форма управления земельными ресурсами может играть важную роль в сохранении биоразнообразия. Однако видовое разнообразие в интенсивном сельском хозяйстве постепенно сокращалось.

Редакционных статей в Nature две. Видимо, по одной на каждую «беду» современного мира – коронавирус и Россию.

Первая статья говорит о тех трех вещах, что должны делать все правительства мира и их научные советники в ситуации с коронавирусом. Если коротко: следовать рекомендациям ВОЗ, публиковать данные по своим странам в открытом доступе и участвовать в международных коллаборациях, чтобы спасти жизни своих граждан.

Вторая начинается с обсуждения изменений в конституцию России, а продолжается тревогой по поводу все большего и большего сближения нашей страны с Китаем в области науки и сетованиями на сокращение коллабораций между Россией и Западом, завершаясь пассажем о том, что даже в холодную войну ученые СССР и Запада сотрудничали и Западу еще не поздно изменить свою политику в этом отношении. Неудивительно, что еще один материал посвящен подъему российской науки после «эры стагнации».

В разделе «Новости» отметим заметку о влиянии коронавируса на марсианские программы.

В разделе «Корреспонденция» очень характерное письмо от читательницы, ее реакция на статью об Айзеке Азимове. Автор упомянул в статье «подкатывания» Азимова к девушкам – но с точки зрения читательницы недостаточно заклеймил его: «Будучи женщиной в науке, а также поклонницей научной фантастики, я уже устала читать об этих великих мужчинах, которые "просто случайно" регулярно нападают на женщин. Особенно в этом случае, где Азимова хвалят за его этику и видение человечества».

Увы, в текущем выпуске и два некролога. Выдающейся женщине – математику и вычислителю NASA Катерине Джонсон, рассчитывавшей траектории первых космических полетов США, и физику и мечтателю Фримену Дайсону. Они прожили долгие и насыщенные жизни (101 и 97 лет)…

В рубрике «Где я работаю» – рассказ об Андрейе Мартинс, которая занимается отслеживанием золотистых мармозеток в Бразилии и пытается восстановить их популяцию.

Что же, кроме сover article, было интересного среди исследовательских статей в текущем Nature?

Можно отметить химическую статью, посвященную созданию автоматической радиальной проточной системы для синтеза органических соединений. Вероятно, такая система сумеет избавить химиков-органиков от большинства процедур, выполняемых вручную. Этому подходу посвящен и популярный материал в Nature. Еще одна «химическая» статья посвящена общему синтезу двумерных ван-дер-ваальсовых гетероструктур. Тоже важная тема.

В этом выпуске очень, нет, не так – ОЧЕНЬ много молекулярной и клеточной биологии. Здесь вам и «криоэлектронные статьи» (две статьи, посвященные структуре связанного, матрично-ассоциированного актинозависимого регулятора хроматина SWI/SNF и комплекса его c нуклеосомой – раз и два), здесь и важная для понимания транспорта глюкозы статья о структуре и механизме работы глюкозилтрансферазы ALG6 эндоплазматического ретикулума, здесь и две работы по митохондриальному стрессу (раз и два), и много других. Пожалуй, отметим «заготовку» для создания протеома резуховидки Таля на основе масс-спектрометрии.

Есть статья по климату – отслеживание климата Индийско-Тихоокеанского региона на шкале в миллионы лет на основе изучения кораллов.

Как всегда, не обошлось без нейробиологии – статья посвящена обонятельному рецептору и эволюции поведения дрозофил. Популярная статья тоже присутствует.

Science. Спецвыпуск «Антарктика»

На обложке спецвыпуска – один из символов Антарктики, айсберг. Cover article говорит о том, что потеря массы Антарктического ледяного щита, будь то в результате откола айсбергов или их таяния, поможет определить будущее уровня моря в нашем потеплении климата. То, как изменится ледяной покров в ближайшие десятилетия или столетия, будет зависеть от его структуры, динамики и взаимодействия с атмосферой и окружающим океаном.

В номере три обзора, посвященные ледовому щиту Антарктиды. Первый посвящен истории, потере массы, структуре и динамическому поведению, второй – Южному океану и его взаимодействию с ледяным щитом, третий – его неопределенному будущему. Эти три обзора и есть материалы «темы номера». Дальше это обыкновенный Science.

Две редакционные статьи – о том, что бороться с коронавирусом нужно сообща, и о том, что делать ретроспективы, посвященные великим ученым, лучше поздно, чем никогда. В данном случае речь об умершей в 2012 году Рите Леви-Монтальчини, о которой мы уже написали. Дело в том, что в этом номере опубликован некролог умершему 5 февраля в возрасте 97 лет «коллеге» по Нобелевке Леви-Монтальчини – Стэнли Коэну.

Об исследовательских статьях.

В Science этой недели очень много нейростатей. Важная работа посвящена генетической архитектуре коры головного мозга. Помимо прочего, она примечательна еще и не одной сотней (!) авторов.

Еще одна нейростатья покороче. Она утверждает, что дофамин стриатума увеличивает когнитивные усилия, ослабляя и усиливая субъективные выгоды и издержки относительно когнитивного контроля.

Ну и потенциально очень важной может оказаться работа о создании проводимых полимеров для управления активностью нейронов.

Добавим в обзор статью о перовскитных батареях, основанных на галидах металлов.