Опубликовано 21 января 2020, 15:15

Древнее магнитное поле Земли было сильнее, чем считалось

© University of Rochester/John Tarduno/NASA/Indicator.Ru

Команда ученых из Канады, США и Японии проанализировала старые кристаллы циркона и выяснила, что древнее магнитное поле Земли было сильнее, чем считалось раньше. Статья об открытии опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Глубоко внутри Земли потоки жидкого железа и никеля генерируют защитное магнитное поле нашей планеты. Оно невидимо, но жизненно необходимо для жизни на поверхности Земли, так как защищает планету от солнечного ветра и космических лучей. Но помимо параметров сегодняшнего магнитного поля, ученым также важно знать и то, как они менялись со временем. Это поможет лучше понять эволюцию магнитного поля и предсказать его будущее.

Из-за экстремальных температур и давлений в ядре мы не имеем возможности исследовать его напрямую. Но сделать это могут помочь «свидетели» — магнитные минералы, которые со временем поднимаются из недр земли. При их охлаждении из расплава и кристаллизации наночастицы внутри этих минералов фиксируют интенсивность и направление магнитных полей в конкретный момент времени.

В новом исследовании ученые, используя палеомагнитные, электронно-микроскопические, геохимические и геомагнитные данные, смогли датировать и проанализировать кристаллы циркона — старейшего из известных земных материалов, собранных в Австралии. Образцы циркона возрастом от 3,2 до 4,2 млрд лет, которые имеют размер около двух десятых миллиметра, содержат еще более мелкие магнитные частицы, которые фиксируют намагниченность земли в момент своего формирования из расплава.

До этого ученые предполагали, что раннее магнитное поле Земли было довольно слабым, так как только начинало формироваться, но новые данные показывают, что это не так. Исследователи считают, что эту раннюю высокую намагниченность может объяснять расплавление оксида магния. Ученые считают, что это вещество могло расплавиться от столкновения Земли с другим небесным телом, в результате которого сформировалась Луна. Этот процесс приводил к возникновению конвекции и геодинамо. Однако оксид магния постепенно затвердевал и магнитное поле планеты практически пропало, пока примерно 565 миллионов лет назад не начало формироваться внутреннее ядро в том виде, в котором мы видим его сейчас.