Как нам освоить… Россию?
Как нам освоить… Россию?
Среди «больших вызовов», выделенных в Стратегии научно-технологического развития России (СНТР), самый «внутренний» связан с необходимостью эффективного освоения и использования пространства. Демографический переход и новая промышленная революция происходят во многих развитых странах, антропогенная нагрузка растет по всему миру, новые угрозы для безопасности тоже касаются всех. А вот таких неосвоенных пространств, как в России, больше нигде нет. Хотя это как посмотреть — новые технологии нужны для освоения не только необъятной суши, но и моря, воздуха и тем более космоса.

Из староосвоенных регионов Центральной России, где каждое село насчитывает минимум 200 лет истории, а все населенные пункты связаны более-менее проходимыми дорогами, может показаться, что этот пункт СНТР касается только территорий Крайнего Севера. Но на самом деле он гораздо обширнее, чем освоение Арктики (хотя и это задача для не одной государственной программы). Один из путей решения вызова, который предлагает Стратегия, — преодоление диспропорций в социально-экономическом развитии территории страны. А к этой теме относятся очень многие аспекты, от промышленной развитости региона до количества «скорых» и роддомов на душу населения.

Различия в уровне экономического развития между разными российскими регионами достигают, по оценкам исследователей, «межконтинентального размаха». Центростремительные тенденции, то есть рост экономической роли столицы, усугубляются неразвитостью транспортной, энергетической, телекоммуникационной инфраструктуры.

Доля населения с доходами ниже
прожиточного минимума на конец 2017 года
(По данным Росстата)
Плотность железнодорожных путей на конец 2018 года
и плотность населения в регионах с максимальными
и минимальными значениями
(По данным Росстата)
Плотность населения на территории России
на 1 января 2019 года
Приоритет СНТР в решении этого «большого вызова» — обеспечение связанности территории страны за счет новых интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем. Ученым и инженерам есть где реализовать разработки по этому направлению: с 2018 года в России реализуется комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, общее финансирование которого превысит 6 трлн рублей. План включает реконструкцию и строительство новых автомобильных дорог, запуск высокоскоростных железнодорожных линий, обновление портов и аэропортов, строительство ледоколов и многое другое.

Отдельно планируются, конечно, и социально-экономические меры, которые призваны повысить привлекательность регионов для жизни и снизить отток населения в крупные городские агломерации. Такие задачи ставятся в нескольких национальных проектах. Например, по проекту «Образование» к 2024 году должна быть обновлена материально-техническая база школ в селах и малых городах: в 7 тысячах школ для занятий спортом, а в 16 тысячах — для проведения занятий по профильным программам. Национальный проект «Здравоохранение», наряду с развитием электронных сервисов, которые тоже должны охватить всю страну, ставит задачу обеспечить все населенные пункты, где живет более 100 человек, первичной медицинской помощью. А согласно национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» не меньше 80% контрактов по ремонту дорог и другой дорожной деятельности в 2024 году должны заключаться с условием, что будут использоваться материалы и технологии из списка новых и наилучших доступных.
Кроме уже заселенных территорий, у решения «пространственного» вызова есть еще три важнейших направления: освоение Арктики и Антарктики, Мирового океана и космического пространства. Согласно приоритетам СНТР, России необходимо занять лидерские позиции во всех этих направлениях. В каждом случае для этого требуется работа одновременно по многим научно-техническим направлениям, поддержанная соответствующими политическими решениями. Например, только в программе исследований океана (для нее планируется построить, в частности, два новых научно-исследовательских судна по нацпроекту «Наука») — девять научных направлений, от глубоководных минеральных ресурсов и биоразнообразия до климатического мониторинга. Отдельная задача при этом — создание таких материалов, механизмов, коммуникационных и информационных систем, которые позволят выполнять эти исследования. Не в меньшей степени это касается арктических и космических исследований. По каждому из этих направлений работает целая отрасль со своими научно-исследовательскими и конструкторскими институтами.
Количество гражданских пусков космических аппаратов:
Карта российских станций в Антарктике
В этом году в России появился и отдельный стратегический документ по преодолению неравномерности развития и несвязанности территорий: Стратегия пространственного развития. Многие названные в ней меры выходят далеко за рамки развития транспортных систем, особенно те, что нацелены на сокращение неравенства регионов. Тут и развитие жилищного фонда, и поддержка сельских территорий, и развитие медицинских и образовательных услуг. Это еще раз подтверждает связь «большого вызова» по освоению пространства с многими другими.
Большинство территорий, которые сегодня превращаются в малонаселенные и депрессивные, когда-то были освоены для добычи определенного полезного ископаемого, размещения одного сложного производства или даже в сельскохозяйственных целях. С исчерпанием сырьевых ресурсов, изменением климата и переходом к новым технологиям развиваться на старых основаниях они больше не могут. Нужны новые пути, новые идеи из самых разных наук, в том числе и гуманитарных: многое зависит не только от возможностей инфраструктуры, но и от способностей общества переучивать тех, чья профессия больше не приносит дохода, и адаптировать их к новым условиям в случае переезда.
Made on
Tilda