Опубликовано 25 августа 2017, 14:24

Подглядеть за звездами

Что Галилей увидел в первый телескоп
Галилей демонстрирует свой телескоп Леонардо Донату

© H. J. Detouche/Wikimedia Commons

О неправильной форме Сатурна, личных «звездах» Медичи, о том, как Галилей рекламировал свое изобретение и что ему обещали за открытие «звезды Генриха», рассказывает новый выпуск «Истории науки».

Как это часто бывает с изобретениями, одного конкретного создателя у телескопа нет. Подзорные трубы (а первые телескопы ими и были) существовали и до Галилея, а саму идею направить их на небесные объекты находят еще у Леонардо да Винчи. Так что главная проблема превращения подзорной трубы в телескоп состояла не в дерзости замысла, а в совершенстве техники. Наблюдение за Луной и звездами требовало более качественных линз и точного подбора расстояния между ними. Возможно, именно настойчивости не хватило более ранним создателям подзорной трубы, чтобы утвердить ее в статусе телескопа каким-нибудь громким астрономическим открытием.

Впрочем, телескопы Галилея, судя по всему, тоже были далеки от совершенства (их линзы давали сильные искажения — аберрации), но при этом телескопы увеличивали изображение в 20-30 раз (самый ранний — всего в три раза), что для того времени было совсем неплохо.

За сооружение телескопа Галилей взялся, услышав о подобном приборе, собранном «неким фламандцем». Вероятно, имеется в виду Иоанн Липперсгей — голландский мастер, собравший подзорную трубу и даже попытавшийся ее запатентовать в 1608 году, впрочем, неудачно. Вместе с ним на звание изобретателя претендовали еще пара оптиков, кого же из них справедливо называть первым, неясно и сейчас.

Времени на первые экземпляры у Галилея ушло немного. «В первую же ночь после моего возвращения [в Падую] я ее [загадку конструкции телескопа] решил, а на следующий день изготовил инструмент, о котором и сообщил в Венецию тем же самым друзьям, с которыми предшествующий день я рассуждал об этом предмете. Тотчас же я принялся за изготовление другого, более совершенного инструмента, который шесть дней спустя привез в Венецию», — писал он. Сам Галилей такую скорость объясняет тем, что намного легче что-то сделать, когда знаешь, что это возможно. Однако, чтобы собрать телескоп, ему пришлось и порассуждать. Сведений о конструкции голландского прототипа у Галилея было мало, и он добился нужного результата перебором сочетаний стекол различных форм.

Галилей демонстрирует свой телескоп Леонардо Донату