Опубликовано 17 марта 2020, 22:22

«Секрет успеха заключается в нематериальной, интеллектуальной составляющей»

Как малый бизнес поддерживается в США и что из этого было бы полезно применять в России
В американском бизнес-инкубаторе Jigsaw

В американском бизнес-инкубаторе Jigsaw

© Lucas Jackson/Reuters

Как государство, бизнес-инкубаторы и университеты поддерживают стартапы в США, какие меры полезно было бы перенять для России, а также почему необходима популяризация предпринимательства, в своей колонке для Indicator.Ru рассуждает глава по стратегическому развитию и маркетингу fashion-tech компании BFROW Анастасия Витрук.

2020 год объявлен в России Годом предпринимательства. Чиновники заявляют о необходимости активного роста бизнес-сообщества, при этом доля малого и среднего бизнеса в экономике России значительно отстает от уровня развитых стран — на сегодняшний день она составляет 21,9%. В случае развитых стран этот показатель обычно находится в пределах 50–60%: так, в США это 50%, в Великобритании — 51%, в Германии — 53%, в Финляндии — 60%, в Нидерландах — 63%.

Имея многолетний опыт жизни и ведения бизнеса в США, я отметила для себя некоторые особенности, которые позволяют государству активно развивать американский сектор малого и среднего бизнеса. Расскажу вам о наиболее значимых, на мой взгляд, мерах поддержки.

1. Выделение разнообразных категорий предпринимателей и фокусная поддержка каждой категории в зависимости от ее потребностей

В то время как в России в 2019 году после длительных обсуждений был принят закон о социальном предпринимательстве как отдельной категории МСП (малого и среднего предпринимательства — Indicator.Ru), в США уже давно официально закреплены такие категории предпринимателей, как женщины-предприниматели, предприниматели-инвалиды, предприниматели — ветераны войны и другие. Такое подробное разделение позволяет государству проанализировать особенности каждого из типов и предложить меры поддержки и льготы, которые были бы особенно востребованы и нужны именно той самой категории малого бизнеса.

Существует даже такая категория предпринимателей, как HUBZone. Это малые компании, работающие на территориях, где исторически бизнес активно не развивается. Не правда ли, интересная инициатива, которая могла бы быть вполне актуальной для России?

Предпринимателей, которые работают в исторически малонаселенных территориях, в сельской местности, можно поддерживать точечно. Не стоит забывать, что такие предприниматели реализуют не только экономическую, но и социальную миссию, поддерживают жизнь и экономическую активность на территории, и, на мой взгляд, они определенно заслуживают дополнительной поддержки.

2. Доступ к госзаказу, в том числе к оборонному

Около 23% всех государственных заказов в США должны в обязательном порядке доставаться малому бизнесу. Каждое (!) федеральное министерство имеет свой процентный KPI по объему заказов, который должен быть предоставлен предпринимателям по прямым контрактам и субконтрактации. KPI детализируется по категориям предпринимателей, обозначенным выше (женщины, инвалиды, ветераны, HUBZone). Американские федеральные ведомства обязаны выполнить возложенные на себя показатели (они устанавливают эти показатели сами, исходя из своих возможностей), иначе им грозят большие проблемы. За соблюдением показателей следит Конгресс, а президенту раз в год представляют особый доклад «О малом бизнесе». Ключевым помощником и защитником малых предпринимателей в США является отдельная государственная структура — Администрация малого бизнеса (US Small Business Administration).

Интересно еще и то, что малый бизнес в Америке получает доступ к государственному оборонному заказу. В России такой практики не существует, а она могла бы быть возможной и полезной. Во всем развитом мире оборонный заказ — это мощнейший стимул для развития малых компаний, особенно занимающихся наукоемкими технологиями и инновациями. Кроме того, малый бизнес может выполнять задачи, непосредственно не относящиеся к технологиям, — поставки продуктов питания, ремонт мебели. Крупные компании или оборонно-промышленные предприятия могут закупать некоторые уже готовые изделия или детали у малых компаний — это называется механизмом субконтрактации. В итоге компания-заказчик экономит на производстве компонентов своей продукции, снижается ее себестоимость и повышается эффективность предприятия.

3. Кредиты

Система гарантирования кредитов обширна и непроста. Можно получить так называемую ссудную гарантию через один из 6 тысяч банков (до двух миллионов долларов), но процент будет выше, чем обычно (около 8%). При этом органы власти гарантируют банку погашение 75% рисков. Общая сумма гарантий, которые взваливает на себя федеральный бюджет, —около 16 млрд долларов, и, чтобы минимизировать затраты, чиновникам приходится постоянно изыскивать все лучшие банковские продукты.

Что же касается длинных кредитов, то, чтобы они получились длинными, но подъемными, приходится раскошеливаться всем сторонам. Фактически речь идет о компенсации процента. Половину затрат берет на себя «сертифицированный негосударственный заемщик» (100% его рисков гарантируется бюджетом), 40% — банк и 10% — сам заемщик.

Многие знакомые предприниматели в России жалуются на долгие бюрократические процедуры, которые им приходится проходить при получении кредитных средств с поддержкой государства. Одобрения на кредит в сумме 3–5 миллионов по сниженной ставке при поддержке государственных институтов развития им приходится ожидать в течение нескольких недель или месяцев. Лучшим выходом в такой ситуации предприниматели считают обращение напрямую в коммерческий банк, минуя взаимодействие с государством.

4. Совершенствование бизнес-инкубаторов

Руководство бизнес-инкубаторами осуществляют люди, имеющие большой опыт работы с бизнесом, финансовыми структурами, венчурной индустрией, государственными и региональными учреждениями.

Обеспечение творческой среды — главная цель любого американского бизнес-инкубатора, поэтому они, как правило, не имеют формальных показателей, нет и стандартных требований. Отбор в престижный бизнес-инкубатор в США проходит в несколько этапов. Начинается он с заполнения онлайн-анкеты, к которой может прилагаться видеоролик о команде и продукте в целом. Прошедших первый тур приглашают на интервью с руководством бизнес-инкубатора, по результатам которого определится, станет ли компания резидентом. Важнейшим критерием успешности бизнес-инкубатора считается успешность координации его деятельности с региональными и федеральными структурами.

Средний срок пребывания малого предприятия в бизнес-инкубаторе в США составляет всего несколько месяцев.

Согласно официальной статистике, в целом около 87% начинающих компаний, развивающихся в американских бизнес-инкубаторах, добились успеха и остались на рынке. 84% компаний остались работать в той сфере, по которой они получали поддержку. За четыре года, в течение которых проводилось исследование, прибыль компаний, находящихся в инкубаторах, увеличилась почти на 800%, а занятость повысилась на 400%.

На мой взгляд, секрет успеха бизнес-инкубаторов США заключается в их нематериальной, интеллектуальной составляющей, которая предоставляется начинающим предпринимателям: коучинг от известных состоявшихся предпринимателей, профессиональные юридические, финансовые, маркетинговые, PR-консультации от специалистов высокого уровня и многое другое. Думаю, что это решение также может быть использовано в российских бизнес-инкубаторах. Если встает вопрос о том, на что потратить средства для развития подопечных стартапов, лучше потратить их на специалистов экстра-класса для обучения предпринимателей, а не на материальную инфраструктуру.

5. Популяризация предпринимательства

В США, в отличие от России, предпринимательство является однозначно уважаемым и престижным занятием. Быть предпринимателем круто, почетно, статусно! Слово «бизнесмен» не вызывает у большого количества людей ассоциации с мошенничеством или чем-то нечестным. Опросы ВЦИОМ в 2019 году показали, что 41% россиян «скорее хорошо» относятся к предпринимателям, но при этом более 50% считают, что в России нельзя вести честный бизнес, никого не обманывая.

Я считаю, что усилий государства и общественных структур по «обелению» и популяризации образа предпринимателя в России недостаточно. По ТВ и в СМИ очень редко можно увидеть фильмы, социальную рекламу или статьи, которые рассказывают об успешном предпринимателе и ставят его в пример. Как-то я видела один из выпусков ток-шоу для предпринимателей на одном из федеральных каналов, но это шоу транслировалось поздним вечером. В то время как в США подобных шоу и ТВ-программ довольно много, они выходят в эфир в том числе и в прайм-тайм.

В целом можно сказать, что секреты успеха развития американского малого бизнеса — широкие материальные и нематериальные возможности, предоставляемые государством, при этом обязательства государства по отношению к бизнесу всегда выполняются. Значимую роль играет фокусная поддержка, зависящая от особенностей предпринимателя, а также общий позитивный фон по отношению к бизнесу в обществе. Возможно, зарубежный опыт было бы полезно использовать в России, и тогда мы бы увидели, как малый и средний бизнес становится одним из основных оплотов развития экономики и социальной сферы в стране.

Лучшие акселераторы в университетах США

Но как быть молодому исследователю? Миллениалам больше не приходится выбирать между получением степени и открытием бизнеса. На самом деле, у вас больше шансов на успех в качестве предпринимателя, если вы запустите свою бизнес-идею в инкубаторе, расположенном в университете. Согласно исследованию, проведенному более чем в 150 университетских инкубаторах и почти 900 компаниях, инкубированные в университетах бизнесы создали больше рабочих мест и принесли больше продаж, чем инкубированные в других местах (например, в Кремниевой долине).

Посмотрим же, как работают подобные инкубаторы в ведущих университетах США.

Калифорнийский университет в Беркли

Фонд BerkeleySkyDeck предлагает до 100 тысяч компаниям, допущенным к их шестимесячной программе. Студенты получают 50 тысяч долларов после принятия в программу и столько же — через трехмесячный срок. Инкубатор также предлагает инвестировать до 10% в первом раунде финансирования с капиталом в 2 млн долларов. Компании могут использовать финансирование для ряда видов коммерческой деятельности, таких как найм новых сотрудников, разработка продуктов и маркетинг.

Гарвардский университет

Для нынешних студентов Гарварда существует 12-недельная программа Venture Incubation (VIP) — с наставничеством и ресурсами. В Инновационной лаборатории Гарварда также проводится Президентский конкурс инноваций, где студенты могут выиграть финансирование на сумму до 75 000 долларов за признанную жюри жизнеспособной идею.

Есть также LaunchLabX — инкубатор для выпускников Гарварда, где те могут побороться за финансирование в размере 100 000 долларов.

Массачусетский технологический институт

Deltav Массачусетского технологического института (MIT) — это образовательный акселератор стартапов для студентов-предпринимателей с целью создания жизнеспособных и устойчивых предприятий. Студенты получают индивидуальные интенсивные коучинги и наставничества, сетевые возможности и финансирование посредством летних программ в Нью-Йорке и в MIT.

Deltav предоставляет до 20 тысяч долларов дополнительного финансирования для каждого предприятия (на основе достижений), две тысячи в месяц на расходы на проживание и возможность предлагать инвесторам участие в демонстрационных днях MIT. Эта программа специально предназначена для начинающих стартапов.

Стэнфордский университет

Стэнфордская StartX — некоммерческая организация, которая утверждает, что является не акселератором, а сообществом. Нет временных ограничений, компании не отказываются от акций, и это не учебный лагерь.

Для нынешних студентов из Стэнфорда у StartX предусмотрена шестимесячная программа Student-in-Residence (SIR) с размером помощи до восьми тысяч долларов на одного учащегося, а также выделенные офисные помещения, индивидуальные тренинги и наставничество, демонстрация на День инвестора. Компании StartX, занятые полный рабочий день, привлекают в среднем 7,2 миллиона долларов.

Пенсильванский университет

Помимо множества различных курсов Уортонской школы бизнеса, Пенсильванский университет проводит ежегодный конкурс StartUPChallenge.

Его инкубатор, VIP-C, открыт для любых предпринимателей. Самые «преданные» стартапы VIP-C приглашаются присоединиться к VIP-X, трехмесячной интенсивной программе с ресурсами и наставничеством. Он включает начальное финансирование, коворкинг, семинары и доступ к приглашенным докладчикам.

Автор: Анастасия Витрук

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.