Опубликовано 20 ноября 2019, 17:14

«Анализ позволяет увидеть там точки роста»

Как университетам использовать данные об ученых — большие и маленькие
«Анализ позволяет увидеть там точки роста»

© BBVA/Flickr/PxHere/Indicator.Ru

Зачем Проекту 5-100 информация о грантах вузов-участников, почему статья о «нетонущем металле» привлекла внимание СМИ, но заработала всего три цитирования, как визуализация помогает найти скрытых лидеров публикационной активности и как российские вузы используют цифровые инструменты — в репортаже Indicator.Ru.

Форум «Цифровая наука» проходит в Москве уже третий раз, в этом году он приурочен к Российско-Германскому году научно-образовательных партнерств. Это неслучайно — организатором форума выступила компания Digital Science Россия и СНГ, которая входит в крупнейший научно-информационный холдинг Holtzbrinck Publishing Group, базирующийся в Германии. Участники говорили о развитии научной инфраструктуры и ее цифровизации, рассказали о собственных кейсах и обсудили мировые тренды.

Выступления и обсуждения на форуме условно разделили на четыре темы — развитие научной инфраструктуры, финансирование прорывных исследований, наукоемкие инновации и цифровизация в России, в частности в нацпроекте «Наука». Тагир Аушев рассказал о создании цифровой платформы НТР России, Владимир Воеводин — о развитии суперкомпьютера МГУ. Своим опытом создания цифровых платформ поделились представители Немецкого научного фонда, Японского агентства по инновациям, CERN, штата Огайо, компании Merck.

Отдельную сессию форума посвятили перспективам национального проекта «Наука» с точки зрения цифровой практики. Руководители Южного федерального университета, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и Томского государственного университета рассказали, как они используют цифровые инструменты, а руководитель проектного офиса Проекта 5-100 Надежда Полихина показала статистику, полученную с помощью инструмента Dimensions — разработки компании Digital Science. По ее словам, проектный офис 5-100 доволен базой Dimensions, так как она дает доступ к большому объему данных и, в частности, — к информации о патентах.

«Мы используем максимальное количество баз данных, данных из внешних источников и из покупных баз. Я имею в виду и закрытую часть тех же рейтингов — отдельные базы, которые представляют нам более глубокий анализ по рейтингам университетов QS и THE. Данная база (Dimensions) предоставляет нам возможность взглянуть на патенты вузов. Это оказалось очень важным моментом. Мы за время использования базы уже стали использовать и эти данные — они пошли в оценку, например, научно-исследовательских университетов к заседанию Совета (Проекта 5-100 — прим. Indicator.Ru)», — рассказала Полихина.

Данные о патентах, по словам Полихиной, нужны для будущего отбора новых университетов в Проект 5-100 — конкурс пройдет в следующем году, по его итогам выберут 30 университетов. Сославшись на экспертов проекта, Полихина заявила, что важным критерием отбора станут цифровизация вуза и инновационное развитие, выраженное в сотрудничестве с индустриальными партнерами. По сравнению со всей страной доля патентов вузов-участников Проекта 5-100 не изменилась с 2015 года — сейчас она составляет 2,8%, как и пять лет назад, хотя в 2017 году этот показатель поднимался до 3,1%.

«Анализ позволяет увидеть там точки роста»

© Пресс-служба Проекта 5-100

82% всех патентов вузов-участников Проекта 5-100 приходится на технические науки и материаловедение, затем с большим отрывом идет химия (чуть больше 10%) и остальные направления.

«Анализ позволяет увидеть там точки роста»

© Пресс-служба Проекта 5-100

Основной финансирующей организацией для российских вузов оказался Российский научный фонд — 932 гранта за семь лет. Для сравнения: за это же время 24 гранта выдала Еврокомиссия и столько же — Совет по международному обмену ученых, другие организации в сумме выдали еще 16 грантов. Провести качественную аналитику по этому пункту мешает закрытость данных российских фондов.

«Если мы говорим о суммах, то видим картину, конечно, в европейском представлении, то есть по грантам Европейской комиссии. Там мы все видим прекрасно. У нас здесь идет, конечно, перекос из-за того, что наши не предоставляют данные. Например, если инжиниринг идет в предметной области первый по количеству, то по финансированию он уходит вниз», — добавила Полихина.

О своих кейсах использования разработок Digital Science рассказал проректор Южного федерального университета Евгений Муханов. Самый интересный среди них — статья по квантовой химии, опубликованная в 2017 году. За это время ее процитировали всего трижды, но по индексу альтметрики базы Dimensions она вошла в 5% наиболее востребованных публикаций со стороны СМИ за всю историю наблюдений.

«Почему? День, когда эта статья вышла, 21 сентября, никогда не забуду — день, когда мне пять раз звонила компания "Русский алюминий" со словами “Как и когда мы будем его получать?” А что получать? Наши коллеги, которые сделали эту статью, опубликовали в конце ее маленький список рассчитанных параметров. Там было показано, что этот металл, если его собрать как нужно, будет устойчив, он будет легкий, прочный, будет проводить электричество. По их расчетам, он будет в полтора раза легче воды. То есть металл, который не тонет. И вот после этого началось — "Русский алюминий" и так далее. Для нас это лишнее напоминание того, как важно правильно позиционировать свою работу и привлекать внимание СМИ», — пояснил Муханов.

Еще одним примером использования Dimensions Муханов назвал анализ визуализированных данных о библиографической активности. Он позволяет выявить так называемых скрытых лидеров публикационной активности.

«Анализ позволяет увидеть там точки роста»

© Пресс-служба Проекта 5-100

«Можно создать кластеры публикационной активности по годам, выбрав лидеров этих кластеров, то есть тех, кто публикует наибольшее число статей. Нам удалось увидеть, как от этих кластеров в динамике пяти лет отделяются группы ребят, которые начинали свою деятельность в рамках крупных коллективов, под руководством ведущих ученых. Но со временем их связь с этими группами стала меньше, то есть у них возникало все больше публикаций, где их научные руководители уже не фигурируют. Анализ позволяет увидеть там точки роста, потому что эти ребята нашли тематики, которые до них в университете не существовали», — пояснил Муханов.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.