Опубликовано 09 апреля 2020, 18:38

Найдены свидетельства изготовления неандертальцами пряжи

Обнаруженные в ходе раскопок волокна

© C2RMF

Группа археологов из Испании, США и Франции обнаружила одно из древнейших прямых доказательств использования натуральных волокон для создания пряжи. Оно датируется периодом среднего палеолита (30 тысяч—300 тысяч лет назад). Соответствующая статья опубликована в журнале Scientific Reports.

До этого открытия самые старые обнаруженные фрагменты волокон были найдены на стоянке Охало II в Израиле. Найденные тогда образцы датируются примерно 19 тысячами лет назад. Результаты нового исследования свидетельствуют о том, что волоконная технология намного старше и что когнитивные способности неандертальцев, возможно, были выше, чем считалось ранее.

Исследователи обнаружили шестимиллиметровый фрагмент пряжи, состоящий из трех пучков волокон, скрученных вместе и прикрепленных к 60-миллиметровому тонкому каменному инструменту. Авторы предполагают, что шнур был обернут вокруг инструмента и служил в качестве ручки или был частью сети или мешка, в который был упакован инструмент.

Найденный в южнофранцузском местечке Абри-дю-Марас фрагмент доисторического волокна был изготовлен, согласно проведенной датировке, от 41 до 52 тысяч лет назад. Используя спектроскопические и микроскопические методы анализа, исследователи определили, что шнур, вероятно, состоит из волокон, полученных из внутренней коры нецветущего дерева — возможно, хвойного.

По словам ученых, производство такого шнура потребовало бы значительных знаний о росте и сезонности используемых деревьев. Ученые также предполагают, что неандертальцы, возможно, обладали пониманием основ математики и навыков счета для создания пучков волокон, трехслойного шнура и веревки из нескольких таких шнуров. Значит, этот вид людей был значительно умнее, чем считалось ранее, и их когнитивные способности не так отличались от Homo sapiens sapiens.