Опубликовано 02 сентября 2019, 16:25

Первые люди расселились по Америке раньше, чем считалось

Представители культуры Кловис в представлении художникa

© TANN/Getty Images

Новое исследование, результаты которого опубликованы в Science, показало, что около 16 тыс. лет назад на берегах реки в западном Айдахо люди разжигали костры, изготавливали каменные лезвия и наконечники копий и убивали крупных млекопитающих. Они освоили их еще до ухода ледников из местности, что опровергает гипотезу о приходе первых людей в Северную Америку по свободному ото льда «коридору».

Ранее среди археологов преобладала теория «Кловис первые», гласящая, что первыми пришли на территории обеих Америк через свободный ото льда коридор люди культуры Кловис около 13 тыс. лет назад. Они были охотниками и собирателями и охотились с помощью копий с каменными ланцетовидными наконечниками. На стоянках находили кости мамонтов, мастодонтов, бизонов, оленей, кроликов и других млекопитающих. Однако более поздние находки в Чили (стоянка Монте-Верде возрастом 14,5 тыс. лет) и сравнение митохондриального ДНК кловисцев, древних обитателей Восточной Сибири и аборигенов Северной Америки опровергли теорию «Кловис первые».

Стоянка Куперс Ферри находится в штате Айдахо, почти в центре Северной Америки. Во время последнего оледенения (200 тыс. — 10 тыс. лет назад) она была прямо на границе материкового ледника. За десять лет раскопок на территории стоянки команда археологов обнаружила десятки каменных наконечников копий, лезвий и многоцелевых инструментов, называемых бифасами. Хотя это место находится возле реки Лососевой (Salmon river), большинство найденных костей принадлежало млекопитающим, включая вымерших лошадей. Радиоуглеродное датирование костей показало, что их возраст — от 16 250 до 15 280 лет.

Полученные датировки показывают, что человек пришел в Северную Америку раньше, чем считалось. Люди жили на стоянке Куперс Ферри более тысячелетия до того, как таящие ледники открыли свободный ото льда коридор через Канаду (около 14 800 лет назад). А значит, первые люди могли прийти в Америки, двигаясь по тихоокеанскому побережью и вверх по рекам.