Опубликовано 19 августа 2019, 12:30

Дату прибытия человека в Монголию передвинули на десять тысяч лет

© Michel Neyroud

Каменные инструменты, обнаруженные в Монголии международной группой археологов, свидетельствуют о том, что человек заселил эту территорию около 45 тыс. лет назад. Эта дата примерно на десять тысяч лет раньше, чем предполагали археологи. Статья об открытии опубликована в журнале Scientific Reports.

Ученые из Института археологиии и этнографии СО РАН совместно с коллегами из США, Германии и Монголии вели раскопки с 2011 по 2016 год на участке Толбор-16 вдоль реки Толбор в горах Хангай. В ходе раскопок археологи обнаружили 826 каменных орудий труда.

Анализ орудий показал, что они относятся к эпохе верхнего палеолита и довольно сложны в изготовлении. Оба этих факта позволили ученым отмести в качестве возможных обитателей местности денисовцев и неандертальцев. После тщательного анализа всех возможных вариантов археологи пришли к выводу, что находки принадлежат Homo sapiens.

Возраст орудий, определенный оптическим датированием и радиоуглеродным анализом костей животных, найденных около инструментов, приблизительно на десять тысяч лет старше, чем окаменелость свода человеческого черепа из Монголии. Открытие показывает, что человек разумный появился на этой территории примерно через 15 тыс. лет после выхода из Африки.

Предварительный анализ выявил наличие на участке фрагментов костей как крупных (крупный рогатый скот и зубры), так и средних по размерам животных (дикие овцы, козы) и лошадей, которые часто посещали открытые степи, леса и тундру в период плейстоцена — еще один признак заселения участка человеком.